Close
Пишите нам!
Выберите любой удобный для Вас способ
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Mail
Phone

Петр Ильич Чайковский: биография, жизнь и творчество великого композитора

Родители

Прапрадед композитора Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767), происходил из-под Кременчуга, служил в Миргородском полку Войска Запорожского, который занимал часть нынешней Полтавской области. Его сын Петр, родившийся на Полтавщине (дед композитора), стал Чайковским (более распространенный в то время вариант звучания украинских фамилий), когда учился в Киево-Могилянской академии.

На фото вся семья Чайковских в 1848 г. Петр Ильич крайний слева

Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе.

Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, внучка французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, играла на фортепиано и пела.

В 1833 г. она стала второй женой Ильи Петровича и родила шестеро детей, среди которых Петр был вторым. Мать занималась воспитанием детей, учила их музыке, разговаривала с ними только по-французски.

На протяжении 28 лет, до самой смерти, композитор по несколько месяцев жил и работал у своих родственников и друзей в таких имениях Украины: н. Тростянец (1864); м. Каменка, сек. Вербовка (1864-1878 гг.); пгт Низы (1871-1879 гг.); пгт Браилов, хутор Семаки (1878-1880 гг.); сек. Копылов (1889-1890 гг.).

Ранние годы

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск) Вятской губернии, был вторым из шести детей. Мальчик учился игре на фортепьяно чуть ли не со времени, с тех пор как начал ходить. Для воспитания детей была приглашена из Петербурга француженка Фанни Дюрбах, которая стала практически членом семьи. Благодаря маме и мадемуазель Дюрбах дети свободно владели французским, а Петр в юности еще и писал стихи.

Большим событием в детстве Чайковского было появление в их доме оркестрини (оркестрина — механический инструмент, передающий игру оркестра). Маленький Петя часами мог слушать музыку и потом подбирать услышанные мелодии на фортепиано или отстукивать ритм на стекле окна. Петя был ласковым и очень впечатлительным ребенком. Особенно большое впечатление производила на него музыка. Однажды после долгого слушания музыки он убежал в детскую комнату и разрыдался. «О, эта музыка, музыка… Освободите меня от нее! Она у меня вот здесь, здесь,— рыдал он, показывая на голову,— она не дает мне покоя».

Когда юноше исполнилось 14 лет, мама умерла от холеры. Парень взял на себя опеку младшими детьми.

1859г. — Петр Чайковский окончил в Санкт-Петербурге училище правоведения, четыре года прослужил в Министерстве юстиции. В то же время совершенствовал музыкальное образование в классах Русского музыкального общества, которое с 1862г. стало Петербургской консерваторией. Композицию изучал в классе пианиста-виртуоза и известного композитора Антона Рубинштейна.

В годы пребывания в училище правоведения, Чайковский не оставлял занятий музыкой и уже в то время довольно хорошо играл на фортепиано. После окончания училища он часто импровизировал, сочинял музыку, но все это было еще в пределах любительского, салонного исполнения музыки. Молодой Чайковский вел светскую жизнь, но постепенно у него возникает недовольство жизнью, его пустым. Петра Ильича все больше привлекает музыка; он начинает заниматься ею серьезно, изучает теорию музыки. Уже в это время Чайковский проявлял чрезвычайное усердие и работоспособность. Всю свою жизнь он подчинял основной цели, содержанию своего существования — музыкальному творчеству.

1865г. — Петр Чайковский окончил консерваторию. Произведением для выпускного экзамена была кантата «Ода радости» на слова Ф. Шиллера. (Стоит вспомнить, что Чайковский был вторым, кто положил известный текст Шиллера на музыку. 1824г. это сделал Людвиг ван Бетховен, включив «Оду радости» в завершающую часть Девятой симфонии. От 1993г. «Ода…» на музыку Бетховена — гимн Евросоюза).

Образование и госслужба

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.

image Петр Чайковский

В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.

В 1854 году мать Чайковского скончалась после продолжительной борьбы с холерой. Илья Петрович распределил старших детей в образовательные учреждения закрытого типа, а с четырехлетними близнецами временно поселился у своего брата.

Портрет Петра Чайковского

В период с 1855 по 1858 годы Петр Ильич брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял практически все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью, вскоре Чайковскому-старшему предложили возглавить руководство Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда он переехал с детьми.

Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году. Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей, так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих других талантливых творческих деятелей, которые отличались нелюдимостью и слабой социализацией, Петр Чайковский комфортно чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.

Петр Чайковский

По завершении учебы молодой человек получил работу в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Петр Ильич впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и даже Лондон. К тому времени он прекрасно владел итальянским и французским, и потому смог сопровождать инженера Писарева В.В. (друга своего отца) в роли переводчика.

Московский период

1866г. П.Чайковского пригласили в Москву (по приглашению Николая Рубинштейна), преподавать в консерватории композицию, теорию музыки и гармонию. .

Петр Ильич оказался в водовороте культурной жизни «второй столицы» империи. Познакомился с Л. Толстым, А. Островским, композиторами «Могучей кучки» (А. Бородин, М. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ц. Кюи, М. Балакирев). Тогда же написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Первую симфонию.

Чрезвычайно плодотворными для композитора были 1870-е годы:

  • Оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула» (впоследствии – «Башмачки» («Черевички»), либретто – по повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»);
  • музыка к пьесе А. Островского «Снегурочка»;
  • балет «Лебединое озеро»;
  • Концерт для фортепьяно с оркестром №1;
  • Вторая и третья симфонии; фантазия «Франческа да Римини»;
  • три струнных квартета

Выше перечисленное лишь часть произведений, написанных Чайковским в этот вдохновенный творческий период.

1876г. Петр и его брат Модест посетили Париж. Необычайное впечатление на композитора произвела опера «Кармен» Ж. Бизе, около года триумфально шедшая на сцене Гранд Опера. По дороге домой зашли в Байройт на Вагнеровский фестиваль, где познакомились с самим Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.

Брат Петра Чайковского — Модест

Преподавание и дальнейшая карьера Чайковского

В том же шестьдесят шестом году, Чайковский с радостью соглашается на предложенную ему Николаем Рубинштейном преподавательскую должность по классу гармонии русской музыкальной консерватории (общества), из-за чего он покидает Петербург и снова возвращается в Москву. При этом он продолжал числиться на государственной службе, но после получения в мае следующего года звания надворного советника, уходит в отставку. Начиная с семьдесят второго, вплоть до семьдесят шестого, Чайковский пишет для леволиберальной газеты «Русские ведомости» статьи в качестве музыкального критика.

Чайковский и учительство

Приблизительно в семидесятом году жизнь и творчество Чайковского переходит на совершенно новый уровень, он и сам начинает заниматься преподаванием в Московской консерватории. Он читал теоретические дисциплины в разное время от шестидесяти, до девяноста студентам, что выматывало его и мешало творчеству, что композитор и отметил только в середине семидесятых. Ему была назначена специальная субсидия в шесть тысяч рублей, что позволяло полностью отдаться любимому делу. Уже в октябре семьдесят восьмого он проводит последнее занятие и оставляет уроки на своего любимого ученика и преемника Танеева.

В восьмидесятых его постигла всемирная слава и почитание и даже сам государь Александр Третий по личной просьбе даровал ему три тысячи рублей серебром в качестве единоразового пособия, за эти деньги он и отправился в путешествие за границу. После неудачной и краткосрочной женитьбы он долго и мучительно восстанавливается, но поездки дают ему силы вернуться к творчеству и выступлениям. Он побывал в Швейцарии и Франции, посетил Соединенные Штаты, Италию, Чехию, Германию и много других стран, где дирижировал и продолжал творить. В мае девяносто третьего года он даже был удостоен степени почетного доктора Кембриджского университета, где показал свою симфоническую поэму «Франческа да Римини».

Перечень музыкальных произведений Чайковского

Романсы

  • Мой гений, мой ангел, мой друг (А. А. Фет, 1860).
  • Песнь Земфиры (А. С. Пушкин ,1860—61).
  • Полночь (1860).
  • Ночной парад (утрачен).
  • Не верь, мой друг (А. К. Толстой, 1869).
  • Ни слова, о друг мой (А. Н. Плещеев, 1869).
  • И больно, и сладко (Е. П. Ростопчина, 1869).
  • Слеза дрожит (А. К. Толстой, 1869).

Симфонии

  • Симфония No 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866).
  • Симфония No 2 op.17 (1872).
  • Симфония No 3 op. 29 (1875).
  • Симфония No 4 op. 36 (1878).
  • «Манфред» — симфония (1885).
  • Симфония No 5 (1888).
  • Симфония No 6 «Патетическая» op. 74 (1893).

Балеты

  • Лебединое озеро (1877).
  • Спящая красавица (1889).
  • Щелкунчик (1892).

Оперы

  • Воевода (1868).
  • Ундина (1869).
  • Опричник (1872).
  • Евгений Онегин (1878).
  • Орлеанская дева (1879).
  • Мазепа (1883).
  • Черевички (1885).
  • Чародейка (1887).
  • Пиковая дама (1890).
  • Иоланта (1891).

Сюиты

  • Сюита No 1 op. 43 (1879).
  • Сюита No 2 op. 53 (1883).
  • Сюита No 3 op. 55 (1884).
  • Сюита No 4 Моцартиана op. 61 (1887).
  • Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892).

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром No 1 op. 23 (1875).
  • Меланхолическая серенада op. 26 (1875).
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878).
  • Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877).
  • Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 2 op. 44 (1880).
  • Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884).
  • Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887).
  • Концерт для фортепиано с оркестром No 3 (1893).

Камерная музыка

  • Струнный квартет No 1 op. 11 (1871).
  • Струнный квартет No 2 op. 22 (1874).
  • Струнный квартет No 3 op. 30 (1876).
  • «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878).
  • Фортепианное трио op. 50 (1882).
  • «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890).

Хоровая музыка

  • Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41 (1878).
  • Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52 (1882).
  • Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1885).
  • «Ангел вопияше» (1887).

Этот внушительный список произведений является далеко неполным, существует множество иных известных произведений автора, которые признаны действительно гениальными. За годы жизни Чайковского русская музыка получила невероятное наследие, которое всегда будут ценить и беречь потомки.

Личная жизнь

В июле 1877г. Чайковский женился на студентке консерватории Антонине Милюковой. Собственно, был скорее «взят штурмом»: младшая на 8 лет влюбленная засыпала композитора письмами; угрожая покончить с собой, яро добивалась встреч. Петр Ильич сдался, да уже через две недели до брака и сам был готов покончить с собой – такой невыносимой оказалась эта супружеская жизнь. В октябре Чайковский решает расстаться.

Также прекращает работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Поездка стала возможной благодаря меценатству Надежды фон Мекк.

Надежда фон Мекк — странный роман великого композитора

Об этой женщине и ее роли в жизни великого композитора стоит сказать отдельно. В 16 лет дочь помещика Надежда Фроловская вышла замуж за талантливого инженера, потомка старинного немецкого дворянского рода Карла фон Мекка, который одним из первых в Российской империи проектировал и строил железные дороги. 1868г. семья фон Мекк приобрела имение магната Потоцкого в городке Браилове (ныне Винницкой области). А в 1876г. Карл фон Мекк умер. Надежда Филаретовна и ее дети (всего у фон Мекков родилось их 18, дожили до совершеннолетия 11) получили большое наследство.

И вот в 1877г. профессор Московской консерватории П. И. Чайковский получил письмо от незнакомой женщины. Она сообщала о своем намерении каждый год присылать ему 6 тысяч рублей (по тем временам средства весьма значительные!), чтобы он творил, не отвлекаясь на материальные проблемы. Между композитором и госпожой фон Мекк началась переписка. Чайковский рассказывал о своих планах, о работе над оперой «Евгений Онегин» и страданиях из-за неудачного брака.

Надежда Филаретовна всячески поддерживала композитора, и благодаря этой поддержке к нему вернулись вдохновение и душевный покой. Надежда в письмах не раз подчеркивала, что для ее духовной жизни музыка Чайковского имеет огромное значение. А он посвятил Надежде фон Мекк Четвертую симфонию, однако по ее просьбе фамилии не упомянул. «Посвящается другу», — оба знали, о ком идет речь.

За 13 лет дружбы они написали друг другу более 1100 писем. И … не виделись ни разу — такова была воля надежды Филаретовны. Когда Чайковский гостил в имении фон Мекк, ее никогда там не было.

Фрагменты писем Чайковского и Надежды фон Мекк

Конец платонического романа

Переписка оборвалась внезапно: в сентябре 1890 года Чайковский получил последнее письмо от баронессы. Ни одного упрека, ни единого намека на то, что женщина разлюбила композитора. Как-то даже буднично Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о своих материальных трудностях и отказалась и впредь поддерживать его. Это вызвало у маэстро сильную депрессию. А причина такой неожиданной развязки их нежных чувств была проста. Богатая покровительница устала искать любовь знаменитого композитора. До нее доходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Чайковского. Кроме того, собственные дети требовали перестать выбрасывать на ветер семейные деньги. Итак, «роман в письмах» завершился ничем.

Через три года известие о смерти композитора поразит баронессу. 6 ноября 1893-го женщина узнала, что мужчины, которому она отдала лучшие годы своей бурной жизни, больше нет на свете. Чайковского навсегда унесла эпидемия холеры. Надежда фон Мекк не пережила этой страшной для нее потери. Постоянно мучилась от бессонницы и ностальгии, а по ночам слушала божественную музыку своего «возлюбленного». Через три месяца, 26 января 1894-го, баронесса умерла в Ницце

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Мари_Мэри

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Пагубные увлечения Петра Ильича Чайковского и его загадочная смерть «Гений и злодейство несовместимы» — восклицал когда-то в запальчивости Александр Сергеевич Пушкин.

Но не будем кидаться в великого поэта камнями. Тем более что речь пойдет, скорее всего, не о злодействе, а лишь о пороке или пагубном пристрастии, которое иные либералы назовут политкорректно — широтой сексуальных интересов. А еще добавят, что, дескать, не ваше собачье дело заглядывать в постели к гениям! Но рассказать эту историю имеет смысл уже потому, что она напрямую связана с тайной последних дней жизни великого композитора, разгадать которую вот уже 115 лет пытаются многие исследователи.

Музыку Петра Ильича Чайковского любили все. И цари, и премьер-министры, и генеральные секретари, и простые смертные. Редкий государственный переворот обходился в СССР без чарующих звуков его балета «Лебединое озеро». Да и на Западе Петр Ильич всегда считался самым известным русским композитором.

Согласно официальной точке зрения жизнь Чайковского выглядела вполне благопристойно. Родился в 1840 году, учился, работал, творил.Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер и 3 балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Некоторые биографы, правда, туманно намекали на какие-то приступы тоски и душевные муки. Говорили, что композитор был глубоко несчастной натурой. Вот только причина этих страданий долгое время оставалась загадкой.

Однажды, возвращаясь из театра, Петр Ильич в сопровождении брата Модеста и прочих родственников зашел в модный ресторан Лейнера, поел макарон, после чего попросил у официанта стакан воды.

Ресторан Лейнера

Кипяченой водицы в заведении почему-то не нашлось. Тогда Чайковский потребовал принести сырой из-под крана. Результат не заставил себя ждать. На следующий день композитор заболел холерой и через шесть дней (6 ноября 1893 года) умер. Такая более чем странная кончина даже современникам Чайковского показалась подозрительной.

Дело в том, что композитор долгое время страдал от болезней пищеварения, а потому очень строго относился к диете и был буквально зациклен на гигиене. Поэтому эпизод со стаканом воды в разгар эпидемии, когда газеты пестрили предупреждениями врачей и инструкциями по выживанию, выглядел не слишком убедительно. Масла в огонь добавило еще одно странное совпадение. Незадолго до смерти Петр Ильич закончил шестую симфонию, трагический финал которой многие восприняли как прощание автора с жизнью. Сергей Дягелев вспоминал, что в среде музыкантов поползли слухи о самоубийстве композитора и фальсификации медицинского заключения о смерти.

По одной из версий, к такому шагу Чайковского подтолкнул сам царь — Александр III, возмутившийся будто бы имевшей место гомосексуальной интрижкой композитора со своим родственником.

Увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, Петр Ильч мпульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, младшей его на 8 лет. По мнению некоторых источников, особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

Петр Ильич и Антонина Ивановна Милюкова

Советская власть быстро заткнула клеветникам рот. Делать это она умела. Переписку и дневники Чайковского, перед тем как опубликовать, тщательно отредактировали, а подлинники спрятали в спецхран. Биографию подшлифовали и выпустили в серии ЖЗЛ. На долгие годы Петр Ильич из реального человека превратился в бронзовый памятник.

Гром грянул в 1980 году, когда на страницах нью-йоркской газеты «Новый американец» появилась статья музыковеда Александры Орловой с сенсационными подробностями биографии Чайковского. Орлова утверждала, что композитор покончил жизнь самоубийством, а привели его к этому необузданные гомосексуальные наклонности.

Суть истории вкратце такова. В 1893 году у Чайковского завязался роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III. Разгневанный граф написал жалобу царю и передал ее главному прокурору Сената Николаю Якоби, однокласснику композитора по Училищу правоведения. Якоби, обеспокоенный возможным уроном репутации этого элитного учебного заведения, созвал «суд чести» из школьных товарищей, бывших в то время в Петербурге. После пяти часов прений за закрытыми дверями, по свидетельству очевидцев, Чайковский вышел «очень бледный и взволнованный». Условием, при котором «судьи» соглашались скрыть обстоятельства этого дела, было то, что композитор лишит себя жизни, имитировав холеру, симптомы которой сходны с отравлением мышьяком.

Граф Стенбок-Фермор Владимир Васильевич (1866 — после 1909), граф

Орлова утверждала, что все эти факты стали ей известны от Александра Войтова — выпускника училища правоведения — которому, в свою очередь, их поведала вдова самого Николая Якоби. Кроме этого, Орлова привела множество косвенных доказательств, подтверждающих новую версию.В первую очередь это свидетельства очевидцев, которые заявляли, что после смерти Чайковского не были проведены необходимые в таких случаях карантинные мероприятия.

Римский-Корсаков, например, писал: «Как странно, Чайковский умер от холеры, но доступ на панихиду был свободный. Помню, как Вержбилович целовал покойного в голову и лицо». Что совершенно не вяжется с версией гибели от заразной болезни.Никто также не собирался дезинфицировать дом композитора, а использованные простыни вместо того, чтобы сжечь, отправили в прачечную.

Также Орлова утверждала что, работая в закрытых архивах музея Чайковского в Клину, она собственными глазами видела письмо лечащего врача композитора доктора Бертенсона к брату Чайковского Модесту, где он давал наставления по поводу того, как следует описывать смерть от холеры. Что имело смысл лишь в одном случае — если бы Петр Ильич умер совершенно по другой причине.Хотя версия самоубийства не имела документального подтверждения и вызвала множество вопросов у специалистов, она показалась некоторым западным искусствоведам настолько соблазнительной, что даже попала в солидные музыкальные энциклопедии.

В Советском Союзе, как и следовало ожидать, изыскания госпожи Орловой были квалифицированы чуть ли не как идеологическая диверсия. Отрицалась не только возможность самоубийства композитора, но даже и факт его нетрадиционной сексуальной ориентации.

После того, как исследователей начали пускать в закрытые архивы, жизнь Петра Ильича предстала перед нами совершенно в ином свете. Валерий Соколов проделал уникальную работу, опубликовав все то, что было вычеркнуто цензорами из писем и дневников Чайковского. Оказалось, например, что редактированию и купированию в общей сложности подверглись 248 писем композитора, в основном адресованных братьям Модесту и Анатолию. И во всех этих посланиях кипели любовные страсти.

Модест Ильич Чайковский (1 (13) мая 1850, Алапаевск — 2 (15) января 1916, Москва) — русский драматург, оперный либреттист, переводчик, театральный критик; младший брат Петра Ильича Чайковского.

28.09.1876 г. Брату Модесту. «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель. Мало того, что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своем письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей».

16.09.1878 г. Брату Модесту. «От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях. Rendez-vous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся, и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un reve, воплощение сладкой мечты. Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».

Голубые игры были неотъемлемой частью жизни воспитанников Санкт-Петербургского училища правоведения, куда юный Петя поступил в 1850 году. В годы учебы к Чайковскому приходит первая любовь в лице младшего товарища Сергея Киреева. Именно ему композитор потом посвятил романс «Мой ангел, мой гений, мой друг…». За 9 лет учебы Чайковский превратился в закоренелого гомосексуала.Но нет худа без добра. По настоянию любовника лейб-гусара Петра Мещерского начинающий правовед приступает к занятиям музыкой и вскоре делает значительные успехи.

Владимир Петрович Мещерский (14 (26) января 1839, Санкт-Петербург — 10 (23) июля 1914, Царское Село) — князь, русский писатель и публицист, издатель-редактор журанала (с 1 октября 1887 года — газеты) «Гражданин», камергер Александра II.

Сначала осознание своей непохожести на других угнетало Чайковского. Он долго уговаривал брата Модеста (тоже гомосексуала) бороться со своей порочной натурой. Говорил, что «бугорство» (гомосексуализм в России принято было называть «бугорством», а активных участников процесса — «буграми») и преподавательская деятельность несовместимы. На волне депрессии Чайковский даже совершил попытку самоубийства. Он вошел по шею в ледяную воду Москвы-реки в надежде простудиться и умереть. Но ничего из этой затеи не получилось. После такого урока Петр Ильич, похоже, смирился с гомосексуальностью.

Композитор Пётр Чайковский (сидит справа), племянник композитора Георгий Карцев (справа). В. Жедринский (слева), поэт Алексей Апухтин (2 слева).

В разные годы его связывали тесные отношения со своими студентами Иосифом Котеком, Владимиром Шиловским, поэтом Алексеем Апухтиным, виолончелистом Анатолием Брандуковым.

Апухтин

Интимные контакты с представителями низшего сословия — лакеями, извозчиками, банщиками — вообще никакому счету не поддавались. Так что дискутировать вопрос о сексуальной ориентации великого композитора сейчас вряд ли уместно. Но могли ли эти похождения Чайковского привести его к самоубийству?

П. И. Чайковский и его ученик, скрипач И. И. Котек. 1877 г., Москва

Да, в то время в России мужеложство формально являлось уголовно наказуемым деянием, однако отношение общества к нему оставалось более чем терпимым. Особенно это касалось лиц, занимающих высокое положение.

Например, князь Владимир Мещерский не только не скрывал своих наклонностей, но и открыто раздавал фаворитам высокие посты. Когда в 1887 году его застали на месте преступления с мальчиком-трубачом одной из гвардейских частей, против него ополчился всемогущий обер-прокурор Священного Синода Победоносцев.

Тем не менее Александр III велел дело замять. Гомосексуальный образ жизни вели и некоторые члены императорской фамилии. Великий князь Сергей Александрович открыто покровительствовал красивым адъютантам и даже основал в столице закрытый клуб, так сказать, «по интересам». Когда его назначили московским генерал-губернатором, в городе острили, что до сих пор Москва стояла на семи холмах, а теперь должна стоять на одном бугре.

Александр III

Говорить о репутации Санкт-Петербургского училища правоведения, которой якобы угрожали гомосексуальные похождения Чайковского, смешно — испортить ее уже было невозможно. Так как это учреждение давно славилось своими голубыми нравами. Там даже был свой гимн, воспевающий радости однополой любви.

Анатолий Брандуков и Чайковский

Есть в биографии Петра Ильича моменты, о которых в полголоса говорят лишь самые смелые исследователи. Эта фигура умолчания связана еще с одной особенностью сексуальных интересов композитора. Вот несколько фрагментов из его дневника:

«22 мая 1884 года. Все время, когда я не работаю или не прогуливаюсь (а во время прогулок мой мозг тоже работает), я начинаю тосковать по Бобу и чувствовать себя одиноким. Я даже страшусь того, как я его люблю.

31 мая. Все время после обеда я неразлучно был рядом с моим прекрасным, несравненным Бобом; вначале он стоял, грациозно облокотившись на перила балкона, — такой обворожительный, томный, и что-то щебетал о моих сочинениях.

3 июня. Странное дело. Я ужасно не хочу уезжать отсюда. Думаю, что все это из-за Боба».

П. И. Чайковский и его племянник В. Л. Давыдов. Июнь 1892, Париж, фото Ван Боша

Речь здесь идет о Бобе — Владимире Давыдове, племяннике Чайковского, к которому композитор воспылал «настоящей любовью». Правда, никто не уточняет, что на момент написания этих строк Бобу было 13 лет (1871 года рождения). Несравненный, очаровательный Боб, которому композитор посвятил последнюю 6-ю симфонию, покончил с собой в 1906 году в возрасте 35 лет. Это был далеко не единственный случай увлечения Чайковского несовершеннолетними. Создается впечатление, что он был настолько свободен от «предрассудков», что не слишком обращал внимание на возраст объектов своей страсти. Так, отвечая на предложение брата Модеста, жившего с юным глухонемым учеником Колей Конради, поселиться втроем, композитор сначала ответил отказом. Дескать, что скажут люди. Но потом присоединился к ним в Италии.

Там же произошло знакомство Чайковского с мальчиком — уличным певцом Витторио Силоти, которое в очередной раз растеребило сердце композитора.

Витторио Силоти и Чайковский

Всемирно известный французский романист и эссеист, лауреат Генкуровской премии Доминик Фернандез пытается доказать, что композитор намеренно покончил с собой. Его последний роман “Суд чести”, вышедший недавно в издательстве “Грассе”, посвящен исследованию внезапной смерти Чайковского, случившейся как известно в 1893 году.

Французский писатель обратился в архивы, исторические музеи, библиотеки и тщательно исследовал все, что относилось к последним месяцам жизни Чайковского, когда он снял в Петербурге квартиру в доме на Малой Морской улице. Хотя писатель не получил прямых свидетельств в пользу своих догадок, но появилась масса косвенных доказательств того, что Петр Ильич не мог скончаться от холеры, будучи у смертного одра Чайковского. 20-летний Сергей Дягилев пишет, что композитора хоронили в открытом гробу.

Братья Чайковские. Слева направо: сидят — Николай Ильич, Петр Ильич; стоят — Анатолий Ильич, Ипполит Ильич и Модест Ильич. 1890 г., С.-Петербург, фото А. Пазетти.

Из архивных источников Фернандез узнал, что это полностью противоречило петербургской традиции того времени – погибших от холеры никогда не показывали публике. Глубоко познакомившись также с тем, как принимали посетителей в ресторане Лейнера на Невском проспекте, Доминик Фернандез однозначно утверждает – не мог в этом фешенебельном петербургском ресторане Чайковский, ни кто-либо другой заразиться холерой. Воду здесь подавали только в кипяченом, обеззараженном виде и за всю историю этого заведения не было зафиксировано ни одного желудочно-кишечного заболевания. Если не холера, то что же?

Тот же Сергей Дягилев вспоминает, что в дни прощания с Чайковским по Петербургу ходили слухи о самоубийстве композитора. Об этом говорили оркестранты, которые разучивали и исполнили в петербургской филармонии его 6-ю симфонию.

Живущий во Франции писатель русского происхождения Андрей Ляшко, данными которого пользовался Доминик Фернандез, в свое время получил доступ к архивам Чайковского и отправился в его дом в Клину. Он удостоверился в том, что во многих письмах, носивших личных характер, есть много зачеркнутых строк и пытался прочитать эти места. Немало писем, по его мнению, было просто уничтожено. Существовала семейная цензура, поскольку брат и сестры композитора были заинтересованы в том, чтобы скрыть истинные обстоятельства смерти Чайковского. Брат Петра Ильича, Модест Чайковский, “наложил руку” практически на все его произведения. Если бы разразился скандал, сочинения Чайковского исполнялись бы гораздо реже и семья лишилась бы значительных средств, которые получала в соответствии с авторскими правами. Вторая волна цензуры, говорит Доминик Фернандез, возникла в годы советского режима. Коммунистическая доктрина – пуританская, согласно которой великий национальный композитор не мог быть гомосексуалистом. Все издания советского времени не содержали даже намека на этот факт, Чайковского представляли идеальным со всех точек зрения.

Он считает, что в России с Чайковским произошло то, что через два года случилось в Англии с писателем Оскаром Уайльдом: высшее общество, до поры до времени закрывавшее глаза на гомосексуальные наклонности обоих выдающихся людей, вдруг решило свести с ними счеты.

Согласно уголовному кодексу, гомосексуализм в России преследовался по закону и Александр III, слывший большим моралистом, направил стрелы монаршего гнева в сторону одного из своих подданных. Вопрос только, говорит Фернандез, вершился суд чести от имени императора или же от какого-то из его министров. Членами суда чести, который предстает в романе французского писателя, становятся семь человек – в том числе монарх, судья, врач, попечитель Госсовета и другие. Исключая императора, всех их объединяет то, что они когда-то вместе с Чайковским учились в петербургском училище правоведения. Вердикту этого суда должен был подчиниться композитор.

Исследуя архивные данные, писатель столкнулся с еще одним важным персонажем в жизни Петра Чайковского. Это была удивительная женщина, восхищавшейся талантом великого русского композитора, ставшей его доброй покровительницей, полюбившей его и мечтавшей о нём долгие годы, так и не суждено было стать ни его женой, ни любовницей, ни возлюбленной. Она навсегда оставалась лишь тайной подругой, советчиком, близкой душой, разделяя его жизненную трагедию, в которую он мог посвятить только самых преданных и искренних друзей: Петра Ильича Чайковского влекло лишь к мужчинам. К женщинам он оставался равнодушен.

Надежда фон Мекк, баронесса, мать одиннадцати детей, сорокалетняя вдова, богатейшая из российских женщин, могла позволить себе всё, о чём можно было только мечтать в её более чем скромной юности. Однако в её душе давно была пустота. Сильная и властная, Надежда давно была одинока.

Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская, 1813—1894) — жена российского предпринимателя, одного из основоположников российского железнодорожного транспорта Карла Фёдоровича фон-Мекка и широко известная покровительница композитора П. И. Чайковского.

Супружеская жизнь, длившаяся более двадцати лет, не принесла желанного счастья, богатство не дало душевного успокоения, а будущая жизнь вдовы казалась теперь мрачной и унылой.Чтобы как-то заглушить боль, мадам фон Мекк увлеклась музыкой, приглашала к себе музыкантов, чтобы скрасить серые, одинокие вечера. Однажды её очередной гость рассказал о своём учителе, ещё не таком известном композиторе Петре Чайковском (1840 – 1893), и поведал о его поразительном таланте. К тому же добавил, что композитор живёт слишком скромно и у него часто не хватает средств. В этот день у Надежды появился план.

До утра она не смогла сомкнуть глаз, а на следующий день пригласила вчерашнего гостя и попросила его передать Чайковскому заказ, который обязалась немедленно оплатить. Пётр Ильич не замедлил выполнить просьбу баронессы, а она в благодарность послала ему письмо, в котором благодарила за прекрасное произведение, выполненное для неё, и выражала своё восхищение его талантом. Разумеется, тот получил щедрое вознаграждение. Это произошло в декабре 1876 года. Пётр Ильич ответил баронессе спустя несколько дней, и у новых знакомых завязалась очень тёплая и дружеская переписка. Уже через месяц Чайковский, не стесняясь, просил у мадам фон Мекк денег. Та и не думала отказывать композитору. Она отправила ему значительную сумму и с этого дня стала покровительницей музыканта, находя в этом особое удовольствие.

К тому же её сердце было наполнено самыми прекрасными чувствами. Чайковский этого будто бы не замечал. В знак признательности Чайковский посвятил свою 4-ю Симфонию Надежде Филаретовне. Она из скромности не пожелала, чтобы там значилось её имя, и композитор указал просто — «моему другу». Его «Траурный марш» (ныне утерянный), написанный в 1877 году, также посвящён ей. Духовная связь с Надеждой фон Мекк оказалась для Чайковского столь мощным фактором, что, несмотря на свою психологическую неуверенность в своих силах, он мог продолжать работать, игнорируя критику, которая постоянно преследовала его самого и его творения почти до конца жизни. Так, после того, как была раскритикована его 5-я Симфония, Надежда фон Мекк умоляла его не малодушничать и упорно продолжать свой творческий путь.

Когда Петр Ильич сообщил ей о намерении жениться на своей студенке Надежда фон Мекк сгорала от ревности, невыразимо страдала и не могла даже намекнуть Петру Ильичу о своих чувствах. Она боялась, что с женитьбой их переписка оборвётся и она, влюблённая и отверженная, опять останется в одиночестве. Вскоре после с разрывом с женой он стал ещё ближе к баронессе, а письма становились более нежными и интимными.

Переживавшая за композитора покровительница пересылала ему за границу огромные суммы. В то время она назначила музыканту ежегодное пособие в размере шести тысяч рублей в год. Эта помощь длилась долгих тринадцать лет. Чайковский, благодарный своей спасительнице, клялся, что отныне будет посвящать свои произведения только ей, “милому бесценному другу”. “Я ей обязан не только жизнью, но и тем, что могу продолжать работать, а это для меня дороже жизни”, — писал композитор одному из своих друзей.

А Надежда не только поддерживала Петра Ильича материально, но и постоянно старалась поднять ему настроение. Зная о склонности музыканта к меланхолическим настроениям, баронесса устраивала возлюбленному приятные сюрпризы. Где бы он ни находился, очень часто он видел у себя живые цветы, которые доставлялись ему по поручению “преданного друга”.

Чайковский понимал, что никогда не сможет увидеть лица той прекрасной женщины, которая покровительствовала ему уже несколько лет. Это была её воля — никогда не встречаться, никогда не видеть глаз друг друга, никогда не слышать голосов. “Было время, когда я очень хотела познакомиться с Вами, — объясняла своё желание в очередном письме мадам фон Мекк, — теперь же чем больше я очаровываюсь Вами, тем больше я боюсь знакомства…”

Пятнадцать лет продолжалась эта переписка — история платонической и самой нежной любви двух одиноких душ, которым не суждено было встретиться в жизни. Пётр Ильич мучился от “недуга” и избегал особ противоположного пола, а баронесса страдала от неразделённой любви обыкновенной, желающей счастья женщины. Однако она была благодарна композитору за годы самых счастливых минут, которые ей дарили его искренние и тёплые письма. Он признавался ей в симпатии, она — в “фантастическом отношении” к нему. “Это отношение дорого мне, — писала фон Мекк Чайковскому, — как самое лучшее, самое высокое из всех чувств, возможных в человеческой натуре”.

Однако через тринадцать лет, в 1890 году, Надежда фон Мекк неожиданно прислала Чайковскому странное, предельно лаконичное и сухое письмо. В нём она сообщала, что больше не может помогать композитору материально, так как находится в труднейшем финансовом положении, и просила больше не писать ей. В конце письма стояла фраза: “Вспоминайте меня иногда”.

Пётр Ильич страдал и не мог найти объяснение этому невероятному поступку своего давнего друга, которого он любил по-своему и боготворил до конца своей жизни. Три года он не мог прийти в себя от разрыва тех отношений, которые тринадцать лет связывали его с этой удивительной, умной, образованной и доброй женщиной.Перед смертью он вспоминал баронессу и желал увидеть её лицо. А та, уже постаревшая и прикованная к кровати тяжелейшим недугом, узнав о смертельной болезни друга, надиктовала своей дочери письмо возлюбленному. Это послание композитор так и не получил. Когда-то Надежда фон Мекк призналась Петру Ильичу Чайковскому: “Вы дали возможность человеку, кончающему жизнь, почти уже мёртвому, как я, на минуту почувствовать жизнь, да ещё в таких хороших проявлениях”.

Она умирала счастливая, пережившая в своём сердце самое нежное и красивое чувство к великому композитору, который для неё всегда оставался настоящим гением, наделённым неземной красотой и божественным талантом.Умерла Надежда фон Мекк от туберкулеза в начале января 1894 года, пережив Петра Ильича Чайковского лишь на два месяца.

Период путешествий

1878р., композитор завершил работу над «Евгением Онегиным» и Четвертой симфонией. Потому — на протяжении нескольких лет-много путешествовал. Убедился, что его музыку любят и поют не только в России, но и за рубежом. Сам же композитор открыл поклонникам еще одно свое призвание – дирижирование.

В 1887-88г.г. совершается первое его турне по Европе в качестве дирижера. Появляются новые друзья: Э. Григ, К. Сен-Санс, Г. Малер, А. Дворжак, Г. фон Бюлов…

1891р. Петр Чайковский дирижирует своими произведениями в США: Балтимор, Филадельфия, Нью-Йорк. Это был фантастический успех, настоящий триумф его таланта. Вернувшись, П. И. Чайковский поселился в окрестностях подмосковного города Клин. Здесь он создал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Это было время, когда композитор добился истинного мирового признания: в 1892г. стал академиком Парижской Академии изящных искусств, в 1893г. – почетным доктором университета в Кембридже.

В последний год жизни П. Чайковский дирижировал своими симфониями в Киеве, Одессе, Харькове. Средства за один из концертов передал в поддержку Одесского симфонического оркестра. Известно, что Петр Ильич – во времена тотального запрета на все украинское — добивался постановки «Тараса Бульбы» Лысенко на украинском языке. Сам, кроме уже упоминавшейся оперы «Черевички», щедро насыщенной колядками, веснушками, историческими, свадебными и шуточными песнями, — писал романсы на стихи Тараса Шевченко ( в переводах Л. Мея и И. Сурикова), в том числе – «Вечер» («Садок вишневый коло хаты».)

Главной темой Первого концерта для фортепиано с оркестром песня легендарной Маруси Чурай «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», а в финале концерта раздается веснянка «Выйди, выйди, Иванку».

Почти 28 лет жизни композитора связаны с Каменцем в Черкасской области: здесь, в имении, где управителем был муж его сестры, маэстро жил и творил, любовался волшебной природой и с наслаждением вслушивался в мелодичные украинские песни.

В Украине Чайковского почитали, его музыку любили. Брат композитора Модест как-то вспоминал: «…даже в Париже громкие празднования в честь Чайковского бледнели перед проявлением народной любви к нему в Украине…»

6 ноября 1893г. Петр Ильич Чайковский – по официальной версии — умер от холеры. Однако существуют свидетельства о том, что композитор покончил с собой, приняв яд. Похоронен в Петербурге, в мемориальном парке «Некрополь мастеров искусств».

О человеческих качествах

Говоря о Петре Ильиче как о музыкальном гении, не нужно забывать и о том, что он был вполне земным человеком со своими интересами и чувствами. Всего несколько фактов помогут узнать великого композитора как личность:

  1. Всю жизнь Пётр Ильич собирал гербарии, а в последние годы стал страстным цветоводом. Любимым временем года для него была весна, а особым из цветов — ландыш.
  2. Чайковский всегда любил животных, жалел их и защищал. В детстве он спас котёнка, которого хотели утопить, и очень гордился своим поступком.
  3. Композитор любил и умел собирать грибы, это было его страстью.
  4. Знакомые отмечали, что Пётр Ильич был отзывчив и добр: оплачивал обучение в консерватории талантливой молодёжи, построил школу для крестьянских детей, в 1885 году помогал жителям тушить пожары в Клину, а затем приютил погорельцев у себя на даче.
  5. Сам Чайковский часто нуждался в финансовой поддержке. Однажды он обратился к императору Александру III и попросил одолжить ему денег. Композитору выдали три тысячи серебряных рублей, но не в долг, а как пособие.
  6. Библиотека Петра Ильича насчитывала более тысячи двухсот томов: художественные произведения, труды по философии, медицине, астрономии и зоологии. Среди них находилась особая книга, которую молодой Чайковский украл из итальянской библиотеки, — сочинения Еврипида. Это произошло во время его путешествия по Европе, о чём сам Пётр сделал отметку на обложке, расписался и поставил дату.

Творчество Чайковского

Творчество Чайковского очень разнообразно: он написал оперы, балеты, симфонии, увертюры, фантазии, сюиты, квартеты, концерты, фортепианные и скрипичные пьесы и тому подобное, и в каждом из этих видов музыкальных произведений он создал непревзойденные образы.

Чайковский является одним из самых любимых и известных русских композиторов украинского происхождения. Имя Чайковского известно всему миру благодаря большой доступности его музыки, благодаря тому, что он всегда говорил простым, понятным музыкальным языком, даже тогда, когда передавал самые сложные и самые глубокие мысли и чувства. Его музыка восхищает своей искренностью, теплотой и глубиной.

Эти характерные музыкальные черты Чайковский обнаруживает одинаково ярко и в инструментальных, и в вокальных произведениях. Он написал оперы:

  • «Опричник»,
  • «Черевички»,
  • «Евгений Онегин»,
  • «Орлеанская дева»,
  • «Мазепа»,
  • «Чародейка»,
  • «Пиковая дама»,
  • «Иоланта».

Кроме того, в последнее время удалось установить по рукописным партиям раннюю оперу Чайковского «Воевода» на сюжет А. Н. Островского. Партитуру этой оперы Чайковский уничтожил после первой постановки.

Несмотря на разнообразие сюжетов, для всех опер Чайковского характерно то, что героями их являются по большей части обычные люди и что в основе сюжетов лежит личная драма человека.

Лучшими и самыми популярными из опер Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Обе эти оперы написаны на сюжет произведений Пушкина, его любимого поэта, который вдохновлял его на написание бессмертных произведений.

Нелепая смерть

Чайковский умер в 1893 году в Санкт-Петербурге. В один из вечеров композитор посетил ресторан, где ему подали стакан холодной воды. Она была некипячёной, несмотря на сложную ситуацию в городе из-за холеры. На следующий день Петру Ильичу стало плохо, родные пригласили врачей, которые подтвердили заболевание. Их попытки спасти больного ни к чему не привели — через пять дней он скончался. Существовала версия самоубийства, но исследователи жизни композитора её не подтвердили.

П. И. Чайковский был похоронен в Александро-Невской Лавре за счёт казны по распоряжению императора Александра III.

Больше века разделяет две эпохи, но и в нынешнее время произведения гениального композитора являются самыми исполняемыми во всём мире.

Фортепианные сочинения

Из большого количества фортепианных пьес наиболее известны сборники «Времена года» и «Детский альбом». Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, соответствующих двенадцати месяцам года. В них Чайковский дает характерные образы на каждый месяц, например, на март — «Песня жаворонка», на июль — «Песнь косаря», на август — «Жатва» и т. п. В этих пьесах выражена глубокая любовь Чайковского к русской природе, к русской жизни. Особенно популярны пьесы «Песня жаворонка», «Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песня», «К троице».

Слушать цикл «Времена года»:

В пьесе «На тройке» (ноябрь) проходит широкая, певучая мелодия, которая сопровождается перезвоном колокольчиков — бубенцов, которые словно постепенно удаляются.

В сборнике «Детский альбом» Чайковский подал замечательные образцы музыкальных пьес, доступных и по объему, и по содержанию для восприятия детьми даже младшего возраста.

Замечательный мультфильм, в основу которого вошли пьесы из «Детского альбома»:

Часть этих пьес имеет танцевальный характер (вальс, полька, мазурка, Камаринская), часть — изобразительный характер, связанный либо с природой («Жаворонок») либо с детскими играми («болезнь и похороны куклы», «игра в лошадей»). Есть в альбоме и сказочные образы — «Нянина сказка», «Баба-яга».

Балеты

П. И. Чайковский написал три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В этих балетах он вознес на великую высь качество и значение музыки в балетном спектакле. До него музыка в балете играла главным образом подсобную, второстепенную роль. Сочиняя музыку, удобную для танца, Чайковский сумел создать в ней определенные образы, характеры, отразить глубокое чувство и переживание действующих лиц.

Чайковский внес в свои балеты много лирики и драматизма, Музыка этих балетов настолько художественная и содержательная, что сделанные из них сюиты часто исполняются в симфонических концертах и являются любимыми произведениями самых широких народных масс.

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — двухактный балет П. И. Чайковского, состоит из четырех сцен или трех актов. Существует две версии балета- авторская и Рикардо Дриго.

Церковь в селе Вебровка, где Чайковский создавал «Лебединое озеро»

В основу сюжета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессу Одетте, превращенную в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта. Считается (согласно сохранившимся свидетельствам), что музыкальное произведение было создано Чайковским под влиянием увиденного в Лебедевской экономии Давыдовых (ныне Каменского района Черкасской области) озера с лебедями. Премьера балета в начальной, авторской версии состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве, однако не имела успеха. В переработанной версии балет впервые был поставлен 15 января 1895 года в Мариинском театре в СанктПетербурге, именно эта версия преимущественно ставится в современных театрах.

Щелкунчик:

Двухактный балет П. И. Чайковского по одноименной сказке Гофмана (либретто М. Петипа). Балет написан по заказу Дирекции императорских театров. Впервые поставлен 6 (18) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. По воспоминаниям брата композитора, Модеста, «успех нового произведения был большим «из 6 номеров сюиты 5 были повторены по единодушному требованию публики».

Академик Б. Асафьев так охарактеризовал балет Чайковского:

“«Щелкунчик» — совсем другое и совершенно особое совершенное художественное явление: симфония о младенчестве. Нет, вернее, о том, когда детство на изломе. Когда уже волнуют мечты еще неизвестной юности, но еще не отошли детские привычки, детские ужасы, когда куклы — словно живые, а игра в войну — это желание видеть себя мужественным, храбрым. Когда сны порывают мысли и чувство вперед, а неосознанное — в жизнь, которая только предчувствуется. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысли — мечты героини и героя, вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, метелям, дальше-к звездам… и в розовое море надежд.”

Спящая красавица

«Спящая красавица» — балет П. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноименной сказки Шарля Перро; состоит из трех действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890. Задолго до П. И. Чайковского, по сюжету сказки французским композитором Фердинаном Герольдом был создан балет с таким же названием (буквально: Спящая красавица леса-La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба.

Премьера этого балета состоялась на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 года в постановке балетмейстера Ж.-П. Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. Новая версия — П. Чайковского и М. Петипа была признана выдающейся, а сам балет занял выдающееся место среди мировых шедевров балетного искусства. Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флер-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виоланте (Страсть) и зла Карабос; принц Дезире.

Общая характеристика творчества П. И. Чайковского и характерные особенности музыки

П. И. Чайковский является самым выдающимся и любимым русским композитором. Творчество Чайковского оказало большое влияние на все последующее развитие музыки и имеет большую популярность среди мировой общественности.

Все его творчество проникнуто любовью к жизни, к человеку, его глубоко интересует и волнует внутренний мир человека, его чувства и переживания. Для своих произведений он берет такие сюжеты, где действуют простые, живые люди. В одном из писем к Танееву он пишет: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее передать музыкой то, что было в тексте. Правдивость же и искренность не есть результат умствований, а непосредственный продукт внутреннего чувства. Чтобы чувство это было живое, теплое, я всегда старался выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».

Правдиво и ярко передает Чайковский всю глубину, всю многообразие внутреннего мира человека, причем очень важно отметить характерный для него конфликт трагических, скорбящим настроений и чувств с чувствами жизнерадостными, полными глубокого оптимизма.

Музыка Чайковского глубоко лирична. Основным выразительным средством в его произведениях является богатейшая мелодика, певучая, задушевная, легко запоминающаяся.

Музыка Чайковского глубоко национальная. В ней трогательно переданы чувства людей, что окружали его, гениально изображено тогдашнюю действительность Российской империи.

Чайковский сам осознавал это и говорил: «Мне кажется, что я действительно одарен способностью правдиво, искренне и просто передавать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. И в этом смысле я реалист и коренной русский».

В огромном творческом наследии Чайковского представлены все жанры, и в каждом из них он выступает непревзойденным мастером. Это — 10 опер (среди них всемирно известные «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), С балеты (среди них «Щелкунчик»), 7 симфоний, сюиты, программные симфонические произведения (в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио»), концерты, инструментальные ансамбли, хоры и прочее.

Ведущая тема творчества Чайковского — борьба человека за счастье. Глубокое обобщение сложных философских проблем сочетается в музыке композитора с искренностью, непосредственностью, с тонким проникновением в духовный мир человека. Эти качества музыки Чайковского, ее яркий мелодизм, демократизм принесли композитору еще при жизни признания не только в Российской империи, но и во многих странах мира.

Крепкие связи соединяли Чайковского с Украиной, где он часто бывал, жил, написал много своих произведений. Народное искусство Украины, ее культура, история нашли яркое отражение в его творчестве.

Всего более 30 своих произведений Чайковский написал в Украине, среди которых две симфонии (одну из них еще при его жизни назвали «Украинская»), оперы «Евгений Онегин», «Черевички», «Орлеанская дева», «Мазепа», балет «Лебединое озеро». Здесь возникли его романсы на стихи Шевченко и знаменитый Первый фортепианный концерт, в одной из мелодий которого звучит напев лирников, а в финале Концерта звучит мелодия песни «Выйди, выйди, Иванку».

Чайковский вошел в музыкальную культуру также как педагог, дирижер, музыкальный критик, как активный общественный деятель.

Интересные факты о Чайковском

Вы уже узнали много о великом композиторе. Поэтому, мы решили дополнить статью произвольной подборкой просто интересных фактов и фейков.

  • Чайковский — украинец по происхождению? Кто он по национальности?

На самом деле единственный предок Петра Ильича украинского происхождения — это его прадед по отцовской линии. Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) происходил из-под Кременчуга и служил в Миргородском полку. В некоторых российских источниках даже пишут, что он участвовал в битве под Полтавой на стороне московитов, но мы в этом сомневаемся — ведь на момент полтавского сражения (1709) ему было всего 14 лет. Впрочем уже невестка Федора Афанасьевича, и соответственно бабка Петра Ильича была русской, и звали ее Анастасия Посохова. Так что по-отцовской линии Чайковский-украинец на половину. По материнской линии еще интереснее — дед, Андрей Ассиер имеет французское происхождение, а бабушка — опять-таки русское, звали ее Екатерина Попова.

В итоге украинских корней Петр Ильич имел примерно 25%, русских — 50% и французских — 25%.

  • Чайковский — основатель Киевской консерватории?

На самом деле Киевская консерватория получила статус высшего учебного заведения, то есть собственно «консерватории» в 1913 году. Петр Ильич умер 1893. То есть не дожил до этой знаменательной даты 20 лет. Конечно, он бывал в Киеве, наведывался в Киевское музыкальное училище, общался с украинскими музыкантами, но не занимал в Киеве никаких административных или преподавательских должностей. Где Петр Чайковский преподавал, так это в Москве. Но не в Киеве. Кто действительно сыграл решающую роль в том, чтобы киевское музучилище было реорганизовано в консерваторию, так это Сергей Рахманинов — именно его одобрительный отзыв оказал влияние на чиновников Императорского Русского музыкального общества, и те позволили Киеву иметь свое высшее музыкальное учебное заведение.

А имя Чайковского Киевской консерватории дали в 1940 году по случаю 100-ного юбилея Петра Ильича. Ровно через два года после награждения орденом Ленина. Конечно это не повод что-то там переименовывать, но надо понимать, что основателем Киевской консерватории Петр Ильич не был.

  • Чайковский жил на Украине

Некоторое время, эпизодически, жил. Три важнейшие точки таковы:

Впервые на Украину Чайковский приехал в возрасте 24 лет. А именно в Тростянец (Сумщина), жил он во дворце, который в то время принадлежал Голицыным.

В 1865-1878 Чайковский неоднократно приезжал в Каменку (Черкасская область), там имением управлял муж его сестры — Лев Давыдов.

И наконец в 1878-1880 заезжал в Браилов (Винничина), в одно из многочисленных имений Надежды фон Мекк. Что примечательно, сама фон Мекк предпочитала Петру Ильичу на глаза не попадаться (и он наверняка тоже так считал), поэтому всякий раз, когда Чайковский был в Браилове, хозяйки дома не было, только ее прислуга.

  • У Чайковского был младший брат Модест.
  • В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию (Российская Империя, ныне Россия), получив серебряную медаль.
  • После расставания с женой он попытался покончить жизнь самоубийством.
  • Чайковский получил почетную докторскую степень Кембриджского университета (почетную степень доктора философии)

Ссылка на основную публикацию
Похожее