Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле
Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607
Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь. Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг».
Личная жизнь
Живя в Падуе, молодой Галлилей познакомился с подданой Венецианской республики Мариной Гамба, которая стала гражданской женой ученого. В семье Галилея родилось трое детей — сын Винченцо и дочери Вирджиния и Ливия. Так как дети появились вне венчаного брака, девушкам впоследствии пришлось стать монахинями. В 55 лет Галилео удалось узаконить только сына, поэтому юноша смог жениться и подарить отцу внука, который в дальнейшем так же, как и тети, стал монахом.
После того, как инквизиция объявила Галилео вне закона, он переселился на виллу в Арчетри, что находилась недалеко от монастыря дочерей. Поэтому довольно часто Галилей мог видеть любимицу, старшую дочь Вирджинию, вплоть до ее смерти в 1634 году. Младшая Ливия не навещала своего отца по причине болезненности.
Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии
Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858
В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «… человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин… но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует». По Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, в том числе даже со Священным Писанием, разум не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых. Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом».
Итог
Если все сказанное обобщить, то у нас получится следующая картина. Как в прошлые века, так и сейчас люди не чужды честолюбия и зависти. Часто политическая обстановка в стране поляризует и насыщает какие-то настроения в обществе. Очень часто неумный консерватизм, даже фарисейство не дают христианам трезво взглянуть на свою историю и на смежные с христианством области жизни. Пришлые извне установки или обычаи становятся как бы родными, привычными. В итоге может возникнуть питательная среда для разного рода интриг и попыток все, что не попадя, сравнивать с учением Церкви ради уничтожения неугодных. Что и произошло с Галилеем.
Я уверен, что указанное происшествие пошло научному знанию только на пользу. Во-первых, в этой напряженной борьбе аристотелевской физике был переломлен хребет, во-вторых, зарождающаяся космологическая система была освобождена от религиозности, не только от античной и оккультной, но и от христианской. Начался путь науки самой по себе.
Галилей считал себя добрым католиком
Джованни Лоренцо Бертини. Папа Римский Урбан VIII. Ок. 1625
Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией. На этом фоне, когда Урбану VIII доложили о «Диалоге» Галилея, раздосадованный папа поверил даже тому, что один из участников диалога, аристотелик Симпличио, чьи аргументы в пух и прах разбиваются в ходе беседы – это карикатура на него самого. Гнев папы соединился с расчетом: инквизиционный процесс должен был продемонстрировать несломленный дух католической церкви и контрреформации.
Галилея не пытали, но ему грозили пыткой
Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847
Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа. Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце.
Учеба
В 17 лет Галилео отправляется в Пизу для изучения медицины в университете. Юноша, помимо основных предметов и врачебной практики, увлекся посещением математических занятий. Молодой человек открыл для себя мир геометрии и алгебраических формул, что повлияло на мировоззрение Галилея. За те три года, которые юноша обучался в университете, он основательно изучил работы древнегреческих мыслителей и ученых, а также познакомился с гелиоцентрической теорией Коперника.
По истечении трехлетнего срока пребывания в учебном заведении Галилей вынужден был вернуться во Флоренцию в связи с отсутствием средств на дальнейшее обучение у родителей. Руководство университетом не пошло на уступки талантливому юноше, не дало возможности закончить курс и получить ученую степень. Но у Галилео уже был влиятельный покровитель, маркиз Гвидобальдо дель Монте, который восхищался талантами Галилея в области изобретательства. Аристократ похлопотал за подопечного перед тосканским герцогом Фердинандом I Медичи и обеспечил юноше жалование при дворе правителя.
Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно
В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником, что инквизиция сожгла на костре не Галилея, а Джордано Бруно. Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом». Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь – не значит опровергнуть!».
Философия
Главным постулатом мировоззрения Галилея является признание объективности мира независимо от субъективного восприятия человеком. Вселенная вечна и бесконечна, инициирована божественным первотолчком. Ничто в космосе не исчезает бесследно, происходит лишь изменение формы материи. В основе материального мира лежит механическое движение частиц, изучив которое можно познать законы вселенной. Поэтому научная деятельность должна быть основана на опыте и чувственном познании мира. Природа по Галилею — истинный предмет философии, постигая который можно приблизиться к истине и первооснове всего сущего.
Галилей был приверженцем двух методов естествознания — экспериментального и дедуктивного. С помощью первого способа ученый добивался доказательства гипотез, второй предполагал последовательное движение от одного опыта к другому, для достижения полноты знания. В работе мыслитель опирался прежде всего на учение Архимеда. Критикуя воззрения Аристотеля, Галилей не отвергал аналитического способа, используемого философом античности.
Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»
То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения – всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтвержденная никакими документальными данными. На самом деле Галилей закончил свое отречение в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva («Святая Мария торжествует над Афиной Минервой») 22 июня 1633 года следующими словами: «Я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя их заключительного опровержения, вследствие сего я признан сим святым судилищем весьма подозреваемым в ереси, будто придерживаюсь и верю, что Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр и движется. А посему желая изгнать из мыслей ваших высокопреосвященств, равно как из ума всякого преданного христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, – от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения».
Мельница мифов: за что пострадал Галилей
Автор Игорь Буккер
10.04.2015 10:53 (Обновлено: 17.04.2016 22:16)
Непознанное » Человек
Судьба физика, астронома Галилео Галилея, его спор с церковными мракобесами и торжество этого светоча науки над «обскурантизмом попов» долгое время тешили либеральную западную публику и их последователей из числа советской интеллигенции. На поверку «дело Галилея» оказалось не таким, каким его представляли прогрессивно или креативно мыслящие деятели.
В канун Второй мировой войны Бертольд Брехт (Bert Brecht) написал пьесу «Жизнь Галилея» (Leben des Galilei), которая с успехом шла на многих театральных подмостках. В Советском Союзе новую жизнь в нее вдохнул большой поклонник творчества немецкого драматурга режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов, в роли ученого блистал сам Владимир Высоцкий. Всем памятна блистательная фраза: Eppur si muove — «А все-таки она вертится!» — якобы сказанная несломленным инквизиционным судилищем Галилео.
Однако к брехтовскому Галилею нужно относиться примерно также, как к пушкинскому Сальери. Созданные гениями образы не совсем портреты их реальных прототипов. Точнее сказать, литературные образы просто позаимствовали у исторических лиц их имена и фамилии.
Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем коренятся «скорее в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях церкви».
Об одном из самых драматичных эпизодов истории европейской науки Нового времени — инквизиционного процесса над Галилео Галилеем 1633 года и о личности уроженца Пизы Галилео Галилея (Galileo Galilei), носившего официальный титул Filosofo e Matematico Primario del Granduca di Toscana, т. е. «философ и главный математик эрцгерцога Тосканы», написано немало книг. Однако среди познавательных, интересных и блестящих работ крайне мало аналитических исследований.
Перелопатив целую гору первоисточников и трудов своих зарубежных коллег, историк науки Игорь Сергеевич Дмитриев в своей книге «Упрямый Галилей» предлагает новую трактовку конфронтации Галилея с католической церковью.
Зарубежные историки, которых цитирует доктор химических наук, профессор кафедры философии науки и техники философского факультета, директор Музея-архива Д. И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Дмитриев, дают следующие оценки Галилею: «Расхожее представление о Галилее как мученике свободомыслия является чрезмерным упрощением. То, что его взгляды отличались от взглядов большинства представителей академического истеблишмента, еще не делает его либералом.
Галилей лелеял надежду (cherished the hope), что церковь поддержит его идеи, и полагал, как и многие его современники, что просвещенное папство станет эффективным инструментом научного прогресса. Но он, по-видимому, так и не понял, что католическая церковь, атакуемая протестантами за пренебрежительное отношение к Библии, будет вынуждена в качестве самозащиты ужесточить свою позицию. И все, что представлялось противоречащим Священному Писанию, должно было истолковываться с величайшей осторожностью». (Shea W. R., Artigas M. Galileo in Rome)
Источник: фотоархив Pravda.Ru
И дополняющая вышеприведенное высказывание характеристика, данная в работе канадского историка науки Уэйда Рауланда «Ошибка Галилея» (Wade Rowland. Galileo’s Mistake): Ошибка [Галилея] состояла в его убежденности, будто природа является сама себе интерпретатором. Это не так. Неправильно утверждать, как утверждал Галилей, что существует одно-единственное объяснение природных явлений, которое может быть получено с помощью наблюдений и рассуждений и которое все другие объяснения делает ложными. Ученые не открывают законы природы, они их изобретают (scientists do not discover laws of nature, they invent them)».
Сначала о пресловутом мракобесии священнослужителей. Малоизвестный факт. Между кардиналом Маффео Барберини — будущим римским папой Урбаном VIII — и Галилеем, не позднее 1623 года (точную дату история не сохранила) состоялся разговор, записанный близким другом и биографом понтифика Агостино Ореджи: «[Барберини] высказал все, о чем размышлял в одиночестве, а в конце беседы спросил: способен ли Бог расположить орбиты планет, звезд и всех видимых небесных тел иным образом, изменив при этом все расстояния, координаты и направления движений светил?
Если Бог способен это сделать (в чем Барберини, конечно, не сомневался, его вопросы были сугубо риторическими — комментирует Игорь Дмитриев), то можно ли тогда полагать пределы божественной силе и мудрости? Услышав такие слова, сей ученейший муж [Галилей] погрузился в глубокое молчание (Quibus auditis, quievit vir ille doctissimus)».
«По мнению Барберини, — пишет Дмитриев, — нельзя настаивать на истинности какой-либо теории, если не доказано, что все прочие мыслимые теории противоречивы, поскольку божественное всемогущество ограничено только требованием непротиворечивости (non repugnantia terminorum).
Однако данное условие истинности теории является необходимым, но не достаточным: даже если такая единственно непротиворечивая теория и будет создана, всегда возможно в ее опровержение сослаться на potentia Dei absoluta, то есть на то, что Бог в своем бесконечном могуществе и бесконечной мудрости может продуцировать данное обстояние дел (скажем, согласующуюся с текстом Ветхого Завета геоцентрическую космологию) многими способами, включая и те, о которых натурфилософы и математики не имеют никакого представления и даже которые не в состоянии вообразить. Иными словами, Урбан, стоя на позициях «теологического скептицизма», требовал от Галилея признания:
— необходимости учета наряду с естественной причинностью также «причинности» иного рода, а именно учета действия некой сверхъестественной (божественной) «каузальности», причем речь фактически шла не просто о нарушении Богом «обычного хода природы», но о детерминации естественного хода вещей сверхъестественными факторами;
— не просто ограниченности человеческого понимания природной реальности, но и принципиальной непознаваемости истинных причин природных явлений».
Ученый-кардинал и будущий римский папа полагал, если натурфилософское утверждение противоречит библейскому тексту и это противоречие оказывается неразрешимым для человеческого разума, то в этом случае «предпочтительней признать теорию, наилучшим образом согласующуюся с текстом Священного Писания и с теологической традицией, ибо Библия является единственным источником достоверного знания».
«Галилей исходил из иной познавательной предпосылки, — утверждает Дмитриев, — способы «спасения явлений», недоступные человеческому разуму, следует, по его мнению, элиминировать из натуральной философии, то есть они не должны приниматься во внимание в натурфилософских рассуждениях, потому что Бог наделил человека способностью познавать тварный мир (пусть даже в ограниченных пределах). В этом смысле галилеева наука не может претендовать на познание истинных божественных замыслов и путей их реализации, ее цель скромнее — дать, как бы мы сегодня сказали, модель явления, наделенную «внешним оправданием» и «внутренним совершенством» (если воспользоваться терминологией Эйнштейна)».
И далее автор сообщает: «Иными словами, Галилей предлагал выбирать из наличного экзегетического многообразия те толкования Священного Писания, которые наилучшим образом отвечают данной теории (или просто толкуя библейский текст в рамках здравого смысла), а не приспосабливать выбор теории к тридентским (или к каким-либо иным) экзегетическим предпочтениям».
А теперь что касается непосредственно решения суда, по которому Галилею запрещалось упоминать публично о теории Коперника даже как о предмете критики. На это решение повлияла, как пишет Дмитриев, «сложная полифония различных факторов и контекстов (логических, физических, натурфилософских, патронатных, теологических, политических и личностно-психологических) определила в конечном итоге причины, характер и особенности процесса над Галилеем».
И вот вывод, к которому приходит современный исследователь науки, после внимательного штудирования текстов, а не публицистической пропаганды: «В литературе, особенно отечественной, процесс над Галилеем принято трактовать в терминах столкновения науки и религии. При этом Галилей выступает в роли последовательного борца с религиозными предрассудками за свободу мысли. Такая картина совершенно не соответствует действительности.
Во-первых, многие священнослужители поддерживали коперниканские взгляды тосканца или по крайней мере относились к ним сочувственно (среди них Пьеро Дини, Паоло Фоскарини, Фульдженцио Миканцио, Асканио Пикколомини и даже Винченцо. Макулано). Иезуиты Кристоф Шайнер и Орацио Грасси вели острую полемику с Галилеем, но то был натурфилософский спор, а не защита христианской догматики от научных инноваций. В то же время, как было показано выше, далеко не все натурфилософы и математики были на стороне Галилея.
Во-вторых, Галилей был глубоко верующим человеком и вполне добропорядочным католиком, что не мешало ему отстаивать свои научные убеждения. Вопрос о свободе мышления, за которую тосканскому ученому действительно приходилось бороться, на мой взгляд, следует трактовать в рамках христианского понимания свободы. Христос дает свободу от рабства греха и смерти — греха как первородного, так и личного, от которого не свободен никто.
Свобода в христианском понимании — это свобода не зависеть ни от кого и ни от чего, кроме Бога. Человек свободен от страха небытия после смерти, свободен от многих зависимостей (например, от общественного мнения, принятых стереотипов, требований и приоритетов), потому что Христос есть Истина и Любовь. В христианском понимании свобода — в зависимости, но зависимости от Христа, и только от Него. Как только в мире появляется что-то более важное, отгораживающее человека от взгляда на Бога, свобода заканчивается, начинается зависимость».
Галилей изобрел телескоп
Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом. Совершенные им в 1609–1610 году открытия составили настоящую веху в астрономии. При помощи телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера – Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников). Галилей увидел в телескоп неровную, холмистую поверхность Луны, горы и кратеры на ее поверхности. Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).
Books
Галилей на протяжении своей карьеры опубликовал ряд книг, в том числе:
Операции Геометрического и Военного Компаса (1604), которые раскрыли навыки Галилео в области экспериментов и практических технологических применений.
Звездный вестник (1610), небольшой буклет, раскрывающий открытия, что Луна была не плоской и гладкой, а сферой с горами и кратерами.
Беседа о телах в воде (1612), которая опровергла аристотелевское объяснение того, почему объекты плавают в воде, сказав, что это было не из-за их плоской формы, но вместо этого вес объекта по отношению к воде, которую он вытеснил.
Диалог, касающийся двух главных мировых систем (1632), дискуссия между тремя людьми: тот, кто поддерживает Коперника гелиоцентрическая теория вселенной, тот, кто против нее, и тот, кто беспристрастен. Хотя Галилео утверждал, что диалоги были нейтральными, это явно не так. Сторонник аристотелевской веры выглядит как простак, попавший в свои собственные аргументы.
«Две новые науки» (1638), краткое изложение жизни Галилея о науке о жизни движение и прочность материалов.
Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю
Кстати, интересно отметить существенную разницу между впечатлением, которое производило созерцание Луны на современников Галилея и которое оно производит на нас сегодня. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: он, прежде всего, обращает внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю. Для нас идея физического родства Земли и Луны стала уже тривиальной. Для Галилея же хребты и кратеры на Луне были наглядным опровержением аристотелевского противопоставления небесных тел и Земли.
Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел
Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Например, что считать верхом или низом, по Галилею зависит от выбранной системы отсчета. В аристотелевской же физике мир представлял собой ограниченное, пространство, где верх или низ четко различались. Все тела либо покоились в своих «естественных местах», либо двигались по направлению к ним. Однородность пространства, относительность движения – таковы были принципы новой научной картины мира, заложенные Галилеем. Кроме того, у Аристотеля покой был важнее и лучше движения: у него тело, на которое не действовали силы, всегда находится в покое. Галилей же ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.
Механика
Основа физического процесса в природе по мнению Галилея — механическое движение. Вселенную ученый рассматривал как сложный механизм, состоящий из простейших причин. Поэтому механика стала краеугольным камнем в научной деятельности Галилея. Галилео сделал множество открытий в области непосредственно механики, а также определил направления будущих открытий в физике.
Ученый первый установил закон падения и подтвердил его эмпирическим путем. Галилей открыл физическую формулу полета тела, движущегося под углом к горизонтальной поверхности. Параболическое движение брошенного объекта имело важное значение для расчета артиллерийских таблиц.
Галилей сформулировал закон инерции, который стал основополагающей аксиомой механики. Еще одним открытием стало обоснование принципа относительности для классической механики, а также расчет формулы колебания маятников. На основе последнего исследования были изобретены первые часы с маятником в 1657 году физиком Гюйгенсом.
Галилей первый обратил внимание на сопротивление материала, чем дал толчок развитию самостоятельной науке. Рассуждения ученого легли впоследствии в основу законов физики о сохранении энергии в поле тяжести, момента силы.
Галилей впервые соединил физику с математикой
Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука. Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые, по моему мнению вне живого существа являются не чем иным, как только пустым мнением». И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики – количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и т.д.
Открытия в области физики и математики
Галилея немало занимал вопрос о первопричине движения всего сущего. Для ответа на этот вопрос он провёл немало опытов и наблюдений. Итогом его трудов стал целый ряд формул и физических законов, до сих пор используемых в современной физике. К ним относятся:
- закон свободного падения (Галилею удалось доказать, что ускорение свободного падения не зависит от массы тел);
- закон относительности движения, согласно которому о движении можно говорить только относительно какого-то тела отсчёта (позже этот принцип лёг в основу теории относительности А. Эйнштейна);
- формула для расчёта параболического движения тела;
- закон инерции (Галилей, в принципе, был первым, кто обнаружил такое физическое явление как инерция);
- закон движения маятника, благодаря которому 70 лет спустя появились первые маятниковые часы.
Помимо этого, Галилей сделал ряд важных, хотя и не таких известных открытий в области акустики и оптики. Например, он много времени посвятил изучению частоты звуковых колебаний и особенности распространения звука в воздухе, воде и других средах. Что же касается оптических опытов, то именно они позволили Галилею создать свой телескоп. Также Галилей был одним из первых учёных, кто попытался рассчитать скорость движения света. И хотя успехов на этом поприще он не добился, сам факт подобных исследований был очень важен для дальнейшего развития физики. Поскольку Галилео Галилей с детства обладал незаурядными способностями к рисованию (он даже сам иллюстрировал свои книги), он какое-то время вёл курсы по перспективе и светотени. Некоторые итальянские художники, бывшие его учениками, утверждали, что именно Галилей научил их работать с формой и перспективой, дав необходимые знания в области физики и геометрии.
В математике Галилео Галилея особенно интересовала комбинаторика. Свои исследования в этой теме он изложил в труде «Рассуждения об игре в кости». Кроме того, Галилея занимал факт бесконечности чисел, поскольку он был напрямую связан с представлением о бесконечности Вселенной.
Всё это огромное наследие Галилео Галилея, оставленное им человечеству, позволило нам построить совершенно новую картину мира и отойти от средневековых устаревших взглядов на Вселенную.
Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить
Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней. Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности. Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д.
Процесс Галилея доказал, что предметы веры и науки смешивать нельзя
Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками.
Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея – это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно.
Детство и образование
Галилео был первым из шести детей, родившихся у Винченцо Галилея, известного музыканта и теоретика музыки, и Джулии Амманнати. В 1574 году семья переехала во Флоренцию, где Галилей начал свое формальное образование в Камалдолезском монастыре в Вальомброзе.
В 1583 году Галилей поступил в Пизанский университет для изучения медицины. Вооруженный высоким интеллектом и талантом, вскоре он увлекся многими предметами, особенно математикой и физикой.
Находясь в Пизе, Галилей был подвержен аристотелевскому взгляду на мир, тогда ведущему научному авторитету и единственному, санкционированному Римско-католической церковью. Сначала Галилей поддерживал эту точку зрения, как и любой другой интеллектуал своего времени, и собирался стать профессором университета. Однако из-за финансовых трудностей Галилей покинул университет в 1585 году, прежде чем получить степень.
Церковь признала свои ошибки в деле Галилея
В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелио. Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году. Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни».
Биография Галилея
Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым. В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики. Когда Галилей жил в Падуе (1592–1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое. В 1610 году он переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.
Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.
Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями. Когда он умер 8 января 1642 года на руках своих учеников Вивиани и Торричелли, папа Урбан VIII запретил торжественные похороны, а кардинал Франческо Барберини (племянник папы) отправил папскому нунцию во Флоренцию следующее послание: «Его святейшество в согласии с указанными мною высокопреосвященствами решил, что Вы, с Вашим обычным искусством, сумеете донести до сведения герцога, что нехорошо строить мавзолей для трупа того, кто был наказан трибуналом святой инквизиции и умер, отбывая это наказание, ибо это могло бы смутить добрых людей и нанести ущерб их уверенности в благочестии его высочества. Но, если все же не удастся отвратить великого герцога от такого замысла, Вам надо будет предупредить, что в эпитафии или надписи, которая будет на памятнике, не должно быть таких выражений, которые могли бы затронуть репутацию этого трибунала. И такое же предупреждение надо будет Вам сделать тому, кто будет читать надгробную речь…» Много лет спустя, в 1737 году Галилея все-таки похоронили в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.
На заставке H. J. Detouche. Galileo Galilei displaying his telescope to Leonardo Donato
Интересные факты
- Хотя Галилей первым сформулировал законы универсального ускорения, нет никаких доказательств того, что он когда-либо сбрасывал шары с Пизанской башни, чтобы доказать их.
- Когда Галилей думал, что он обнаружил несколько Сатурнов, он скрывал свои находки, кодируя их в анаграмме.
- Делал наброски идей различных изобретений, в том числе комбинации свечей и зеркал для отражения света через здание, автоматического сборщика томатов, карманной расчески, которая удваивалась как столовая посуда и шариковая ручка.
- После того, как его отец умер и, опасаясь тюрьмы должника, зарабатывал на жизнь, проектируя военный компас для прицеливания пушечных ядер. Его более раннее изобретение, первый термометр для измерения колебаний температуры, потерпел фиаско.
- В течение короткого периода времени работал учителем рисования во Флоренции
- В 1610 году Галилей был первым астрономом, который открыл четыре луны Юпитера – эти космические тела были названы «Галилеевыми лунами» в его честь. Четыре луны, связанные с галилеевыми, — это Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Самая большая из Галилеевых Лун — Ганимед. Таким образом, он обнаружил первые спутники, когда-либо известные на орбите планеты, отличной от Земли.
- Спустя 400 лет телескоп Галилео все еще сохранился и доступен в институте и музее истории науки (Istituto e Museo di Storia della Scienza) во Флоренции по адресу Piazza dei Giudici, 1, 50122 Firenze. В музее есть два телескопа и объективы, которые были построены самим Галилеем. Официальный сайт: www.museogalileo.it
- Не мог публиковать свою книгу, пока находился под домашним арестом. Однако он был опубликован в Голландии в 1638 году.
- Говорят, что Галилей ослеп, потому что он наблюдал Солнце в течение долгого времени, пока смотрел на солнечные пятна своим телескопом.
- Был изображен на итальянской купюре номиналом 2000 лир.
- Международный аэропорт Пизы (Aeroporto Internazionale di Pisa, di Aeroporto Galileo Galilei, код IATA:PSA) назван в честь итальянского ученого, он расположен в 5 километрах от центра города.
- Установил, что при отсутствии сопротивления воздуха гравитация ускоряет все объекты одинаково, независимо от их массы.
- Галилей был против теории Кеплера о том, что Луна вызывает приливы на Земле, и вместо этого полагал, что это произошло из-за вращения Земли. Удивительно, но Кеплер поддержал Галилея за его работу, опубликовав письма в его поддержку в то время.
- Изначально телескоп Галилея мог увеличивать изображение только в восемь раз. Однако вскоре он усовершенствовал его, чтобы обеспечить двадцатикратное увеличение.