Владимир Высоцкий всегда отличался неравнодушием к женской красоте и харизме. Женщин у него было немало. И особенное место в короткой жизни барда заняла последняя его любовь — Оксана Афанасьева. Их немногочисленные совместные фото можно встретить в его музее.
Жизнь и отношения Владимира Высоцкого до знакомства с Оксаной Афанасьевой
Будучи творческой натурой, Владимир Высоцкий увлекался женщинами легко и страстно. История упоминает о пяти любимых женщинах актера. Первой стала его сокурсница Изольда Мешкова, которая была старше Владимира на год. Роман завязался быстро, но отношения были оформлены лишь спустя 4 года. Вскоре родился их сын Глеб.
Брак был полон ссор и бурных примирений, молодые часто выясняли, кто прав, кто виноват.
Спустя какое-то время Изольду пригласили в театр Ростова. Она уехала, он остался. Это было основной причиной расставания. Высоцкий закрутил роман с Людмилой Абрамовой, после чего был оформлен развод с Изольдой.
Церемония бракосочетания В. Высоцкого с Л. Абрамовой.
5 лет просуществовал брак Высоцкого с Абрамовой. Она была актрисой, снималась в кино. У них родились 2 сыновей — Аркадий и Никита. Разошлись они за 2 года до официального оформления развода. Причиной послужили измены Высоцкого. Тем не менее, Людмила всегда нежно вспоминала свои чувства к актеру.
В 1972 году актриса Татьяна Иваненко родила дочь от Владимира Высоцкого. Их связывали долгие романтические отношения. Но жениться в очередной раз актёр не спешил. Стечение обстоятельств было таковым, что рождение дочери случилось, когда Владимир был уже женат на Марине Влади. Дочь он официально не признал.
Татьяна Иваненко
Марина Влади занимает особое место в жизни барда. Еще до их знакомства у обоих возник взаимный интерес. В 1967 году они наконец были представлены друг другу. Для этого Марина приехала из Франции посмотреть спектакль с участием Высоцкого. Влади была дочерью русских граждан, эмигрировавших в Париж.
Марина Влади
Молодая девушка работала актрисой, снималась в кино, отличалась раскрепощённостью и свободным нравом. Брак их просуществовал 10 лет. Сама Марина не раз признавалась, что Владимир был единственной настоящей ее любовью.
Однако последние 2 года их отношения были напряжёнными, актриса часто отсутствовала в Росcии. А у Высоцкого появилась новая и последняя любовь его жизни — Оксана Афанасьева.
В таблице приведены сведения о женщинах Высоцкого:
Имя возлюбленной | Годы, проведённые вместе | Дети |
Изольда Жукова | 1959-1962 | Глеб |
Людмила Абрамова | 1961-1966 | Аркадий, Никита |
Татьяна Иваненко | 1967-1972 | Анастасия |
Марина Влади | 1970-1978 | — |
Оксана Афанасьева | 1978-1980 | — |
Кто она – жена Леонида Ярмольника
Родилась Оксана Афанасьева в Москве в семье эстрадного актера. Известно, что первый ее дедушка был импресарио Федора Шаляпина, второй – директором школы-студии Айседоры Дункан, авторе книг о Дункане и Есенине.
После окончания школы Оксана поступила в Московский текстильный институт. Окончила факультет прикладного искусства. Работала художником-постановщиком во Всесоюзной дирекции циркового искусства. Сотрудничала с известными режиссерами и сценографами, среди которых Олег Табаков.
В 2000-х запустила линию авторских мягких игрушек. Она часто использует их в целях благотворительности.
Оксана является автором книги «Муська» для детей и членом попечительского совета благотворительного фонда «Линия жизни».
Афанасьева также работала художником по костюмам, играла в театре и снималась в кино.
Оксана была последней возлюбленной Владимира Высоцкого. Она была рядом, когда великого метра не стало.
Жизнь и отношения Оксаны Афанасьевой до встречи Владимира Высоцкого
Оксана Афанасьева родилась в интеллигентной семье. Отец ее был известным литератором. Мама умерла, когда маленькой Ксюше было всего 6. Смерть матери очень сильно отразилась на ребёнке. Отец пил, в доме часто устраивались посиделки с друзьями. Кроме того, было несколько попыток привести новую маму.
Оксана окончила престижную французскую школу. Затем поступила в текстильный институт. После очередных беспробудных пьянок отца, она решила жить отдельно: их квартира была разменена и Ксюша съехала. Афанасьева очень любила театр, старалась не пропускать ни одной премьеры. К моменту знакомства с Высоцким, Оксана была в отношениях с молодым мужчиной, сведений о котором не так много.
Детские годы и юность
Оксана родилась в Москве 29.01.1960 г. В семье Надежды Константиновны Трифоновой и Павла Васильевича Афанасьева-Севастьянова она была единственным ребенком. Мама девочки не работала, занималась домашним хозяйством и воспитанием дочери. Отец был известным эстрадным драматургом. Прадед Оксаны – дамский портной – жил в центре столицы, недалеко от МХАТа, шил костюмы актерам театра. Один дед руководил Школой танца А. Дункан, писал книги о знаменитой танцовщице и С. А. Есенине.
Другой дед работал оперным певцом Ф. И. Шаляпиным, был его импресарио. Бабушка Оксаны прекрасно пела, была актрисой оперетты. Дядя – П. П. Соколов-Скаля – известный художник, автор плакатов для «Окон ТАСС». Писал картины на историческую и батальную темы. Создавал эскизы костюмов и декорации к спектаклям Малого и Большого театров.
Маленькая Оксана Афанасьева любила наблюдать, как мама делала для нее игрушки. На глазах ребенка из простых палочек и лоскутков рождались зайчики и мишки. Это было настоящее чудо! Став постарше, девочка присоединилась к маме, помогала ей лепить фигурки из пластилина, мастерить для игрушек домики. Часто сама рисовала кукол и наряды для них. Мама умерла, когда Оксане было 6 лет. Ребенка воспитывали бабушки. Отец много работал, пытался найти добрую мачеху. Тетя, сестра мамы, учила девочку самостоятельности и говорила, что надеяться можно только на себя. Этот урок Ксюша усвоила на всю жизнь.
В старших классах перед Оксаной встала дилемма: какой вуз выбрать. Девочка училась во французской спецшколе, но связывать жизнь с иностранным языком не хотела. Ей нравилось переставлять мебель, украшать интерьер, рисовать, шить куклам одежду. С такими интересами можно смело подавать документы в Архитектурный или Текстильный. В Архитектурный институт требовалось сдавать математику, поэтому девушка решила стать художником по костюмам. В 1977 г. Оксана Афанасьева окончила школу и сделала первый шаг к осуществлению мечты.
Оксана Ярмольник в молодости
Первая встреча Афанасьевой и Высоцкого
Оксана Афанасьева и Высоцкий (фото, где они вместе, удаётся найти с трудом) познакомились в театре на Таганке.
Ксюша была вхожа в актерскую тусовку, посещала спектакли по персональным приглашениям.
Во время антракта ей нужно было срочно сделать важный телефонный звонок. Она поторопилась в комнату администратора. Но аппарат был занят: по нему говорил невысокий мужчина, стоявший спиной к Оксане. Афанасьева бесцеремонно постучала пальцем по его спине: «Можно я позвоню?». Мужчина обернулся и застыл на месте. Трубку он положил, правда мимо телефона. Это был Владимир Высоцкий.
Оксана также потеряла дар речи: перед ней стоял кумир миллионов женщин и звезда театра и кино. Их представил друг другу администратор. Затем Высоцкий предложил ей подвезти ее после спектакля. Афанасьева не могла дождаться, когда закончится вторая часть.
Вениамин Смехов
Действие на сцене ей уже было не интересно, она не могла не думать о Владимире. Торопливо пробираясь к гардеробу, она спешно одевалась на ходу и направлялась к выходу.
На улице ей предложил подвезти ее один из актеров театра Вениамин Смехов. Оксана твёрдо сказала, что уже едет с Владимиром, который тут же появился перед ней на шикарном «мерседесе». Венеамин смущенно ретировался на своих «жигулях».
Сев в машину, Ксюша была очень счастлива. Она ощущала необъяснимый трепет. Но Высоцкий был вежлив и аккуратен. Никаких лишних действий или слов он себе не позволял. Довёз девушку до дома и попросил ее телефон и уехал.
Афанасьева даже немного расстроилась. Актёр ее явно очаровал, и она ждала большего.
Оксана Афанасьева: последняя любовь Владимира Высоцкого — судьба подарила им всего 2 года…
Она известна теперь, как жена совершенно другого человека, да и официальные биографы замалчивали ее место в его жизни. Но…
В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» есть персонаж по имени Татьяна Ивлева. На самом деле, девушки с таким именем не существовало. Но в огромных глазах актрисы Оксаны Акиньшиной, в ее тонкой фигурке, во всех ее манерах и порывистости движений угадывается 19-летняя москвичка Оксана Афанасьева — та, кого Высоцкий называл своей последней любовью. Они встретились, когда ему было за 40, а ей едва исполнилось 19. Молоденькая, тоненькая, как тополек, — она была необыкновенно хороша. А он… Он был изрядно помят жизнью, перепахан недоверием, придавлен буднями. Но он был гений, и он был живой человек. Встретившись в далеком 1978 году, они еще не знали, что им всего-то отведено два года на любовь. Позже, когда его не станет, и она выйдет в свет достойной супругой иного уважаемого человека, эта повзрослевшая девочка с тихой грустью скажет: «Сейчас кажется, что первые 20 лет моей жизни были гораздо сильнее насыщены драматическими событиями, чем 20 последующих», пишет Sladkoe.varenje.ru.
Она до него
Дочь известного литератора Афанасьева-Севастьянова, много писавшего для эстрады, коренная москвичка Оксана Афанасьева рано осталась без матери. Она вмиг повзрослела, завела себе друзей много старше и сама принимала все решения. В мире не было человека, который мог бы что-то запретить ей или пригрозить пальцем. В доме часто собиралась творческая публика: Леонид Енгибаров, Лев Прыгунов, другие известные личности. Отец и троюродные братья, с которыми они жили в одной квартире, принадлежали к респектабельной пьющей богеме — таких людей в советские времена называли товарищами с «нормальной алкогольной зависимостью»: дескать, это не алкаши, соображающие на троих, а приличная творческая интеллигенция. Возвращаясь из французской спецшколы, Оксана нередко заставала дома подвыпившего отца. Он бывал крайне агрессивен, и дочка сначала боялась его дебошей, а потом начала тихо ненавидеть. Может быть, ее вселенская терпимость к запоям Высоцкого — она родом оттуда, из детства: без мамы, с подвыпившим обозленным отцом. А Володя был совсем не таким, когда выпьет. Он все время куда-то рвался, ему нужно было что-то успеть, он был мятущимся, но злым… Нет, злым он не был никогда. Она разбивала спрятанные бутылки водки, взваливала его на себя и тянула домой. Ей было его безумно жалко. И очень страшно. Но в минуты отчаяния она всегда тихо шептала про себя: «Лучше один день с таким человеком, чем всю жизнь…».
Они встретились
Студентка текстильного института, невеста милого респектабельного жениха, заядлая театралка и просто красавица Оксана Афанасьева пришла на спектакль в театр на Таганке, в антракте заглянув в администраторскую. — Можно позвонить? — спросила Оксана сурового на вид администратора Якова Михайловича Безродного. Высоцкий стоял спиной к ней, что-то говорил по телефону. Резко повернувшись, он вдруг остановился на полуслове и медленно повесил трубку — почему-то мимо аппарата. Повисла пауза — длинная, театральная. — Ксюша, это Володя Высоцкий. Володя, это Ксюша, — прервал молчание Яков Михайлович. — Куда вы после спектакля? — без предисловий спросил Высоцкий. — Домой, — просто ответила она. — Не бросайте меня, я вас подвезу, -кинул он ей, уже вылетая из комнаты. Закончился спектакль. Оксана с подругой вышла из театра и, пытаясь не подавать виду, что кого-то ищет, окинула взглядом улицу. — Ксюша, давайте скорее, — вдруг раздался крик, — я вас жду! — это был актер Вениамин Смехов. Распахнув дверцу зеленых «Жигулей», он приветливо помахал рукой. Оксана растерянно оглянулась и вдруг, заметив кого-то поодаль, счастливо улыбнулась: — Нет, нас уже подвозят. — Кто? — изумился Смехов. Проследив за взглядом Оксаны, он сразу все понял. — Ну конечно, где уж моим «Жигулям» против его «Мерседеса»?!
На самом деле, для нее уже не имели значения ни его серебристый 280-й «Мерседес», ни его всенародная слава, ни плотный семейный статус: она была влюблена. Владимир Семенович подвез девушек до дома, ни на что большее не претендуя, на прощание попросил телефон у Оксаны и пригласил ее на свидание. Она деликатно поблагодарила, дала телефон, но насчет свидания промолчала. Оксана как будто замерла накануне большого прыжка, затаила дыхание, чтобы сделать отчаянный рывок. «Ты что, — возмутилась подруга и, мечтательно закатив глаза, добавила: — Да все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!». И это оказалось чистейшей воды правдой. «Владимир Семенович был абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком. Более одаренных людей я с тех пор не встречала, — напишет позже Оксана. — У него была колоссальная энергетика. Где бы он ни появлялся: в компании друзей или в огромном зале, где давал концерт, — он с легкостью подчинял своему обаянию и пять человек, и десять тысяч». Юная максималистка Оксана Афанасьева на следующий же день рассталась со своим милым респектабельным женихом, напрочь игнорируя возмущенные возгласы обожавших ее тетушек.
Начало
Их первое свидание прошло традиционно: он пригласил ее домой, нежно ухаживал, угощал изысканным вином и заморскими деликатесами из «Березки», сам жарил печенку, просто таявшую во рту. «Не надо меня звать Владимир Семенович», — ласково глядя ей в глаза; попросил он на прощание своим бархатным обволакивающим голосом. «Он дико харизматичный. Наверное, не было ни одной женщины, которая могла бы устоять перед ним, — говорила Оксана спустя годы. — Он не расставлял сети — просто это жило в нем самом. У нас была не случайная связь: переспали-разбежались — а настоящий роман в его классической форме. Я для себя решила: пусть это будет три дня, неделя, но я буду с этим человеком, потому что он не такой, как все. Что будет дальше — все равно. Я влюбилась. Но отдавала себе отчет, что не могу ничего требовать. Моя жизнь — это моя жизнь, моя любовь — это моя проблема». То утро после первой ночи она запомнила на всю жизнь. Выйдя из ванной и рьяно растирая шею полотенцем, он вдруг встал, как вкопанный, на пороге, до глубины души потрясенный увиденным: «Ты первая женщина, которая убрала за собой постель», — сказал он, растерянно глядя на аккуратно застеленную тахту.
С первой минуты разговора возникло острое ощущение родственности душ. Выяснилось, что у них много общего во вкусах, привычках, характерах. Казалось, они и раньше были знакомы, потом на какое-то время расстались и вот опять встретились. Он всякий раз искренне поражался тому, как легко получается у нее простой рисунок на бумаге, за пять минут вылетавший из-под карандаша, как ловко подшивает она джинсы, привезенные им из-за границы. И джинсы, и импортные джемпера, и даже деньги Высоцкий часто раздавал друзьям, называя такие времена «днями раздачи денежных знаков населению». Ему нравилось, чтобы человек хорошо одевался, да и сам любил дорого одеваться. Но он никогда не жалел вещей, и это правило, как водится, имело свое исключение. Владимир Семенович трепетно относился ко всему, что было сделано своими руками, а тем более руками Ксюши. Возможно, именно поэтому ни единой пары джинсов, подшитых ею вручную, он никому не отдал.
Великий путь
С первых дней их совместной жизни поползли по Москве невероятные слухи, самый правдоподобный среди которых касался, конечно, квартирного вопроса, изрядно подпортившего гостеприимный характер москвичей. Подозрительные особы в театральных кулуарах стали шептаться о том, что Высоцкий купил квартиру своей новой пассии. Но ничего подобного не было! На самом деле дом, в котором жила Оксана с отцом, братьями и тетками, обожавшими ее, расселили, и в результате нехитрой операции раздела жилплощади Оксане досталась однокомнатная квартира на улице Яблочкова. Так что к приобретению жилья студенткой текстильного института Владимир Семенович не имел никакого отношения. И это оказалось еще одним исключением из их недолгой совместной жизни. Во всем остальном он старался, как мог, помочь Оксане. Когда в ее жизни появился Высоцкий, она уже ни в чем не нуждалась. «Ты должна ездить на такси, чтобы не тратить время. Не хочу, чтобы тебя толкали и зажимали в метро», — говорил он, с любовью глядя на девушку.
Хотя их разделяло 22 года, она почти не ощущала разницы в возрасте. Во-первых, ей всегда нравились мужчины намного старше, она предпочитала не заводить романов с ровесниками. Во-вторых, перед глазами стоял пример отца, который был гораздо старше ее мамы (после смерти первой жены все его последующие супруги тоже были очень молоденькими). Но самое главное все-таки заключалось не в ее прошлом, а в его настоящем. «Володя для меня был мальчишкой — юмор, хулиганство, энергия, но при этом все было осмысленно, невероятно интересно, — вспоминает Оксана. — На Николиной Горе он учил меня водить машину. А потом хотел купить мне маленькую спортивную BMW красного цвета — чтобы все видели, как я по Москве рассекаю. Володя в мелочах все-таки понты любил, хотя был абсолютно беспонтовый. Так и говорил: «У меня все должно быть лучшее — и машины, и бабы». Но своей особенной удачей Владимир Семенович считал французскую сумочку из соломки, привезенную из заграничной командировки. Только женщины, хлебнувшие на своем веку вездесущего советского дефицита, могут по достоинству оценить такой поступок: они-то знают истинную цену простой французской сумочки из соломки где-то на излете 70-х!
Ай да сукин сын
Поразительное дело, но ей, молоденькой девчонке, никогда не бывало скучно с этим умудренным опытом мужчиной. Оксана, сопровождавшая Высоцкого почти на всех его концертах, вспоминала весьма забавный случай, произошедший с ними в поезде «Минск — Москва»: «Проводница пристально посмотрела на Володю: «Что-то мне ваше лицо знакомо. Вы не актер Театра Моссовета?» «Нет,- ответила я, — он зубной техник». Мы перемигнулись и пошли в свое купе. Через полчаса приходит к нам проводница. «Как хорошо,- говорит,- что я вас встретила. У меня что-то десна под коронкой болит. Вы не посмотрите?» Володя, как заправский стоматолог, долго что-то разглядывал у нее во рту и потом так серьезно посоветовал поменять мост». Ну, разве можно соскучиться с таким мужчиной?
Да и работал он так же легко, нахрапом, под вдохновение. Если быть более точным в выражениях, то лучше даже сказать: не работал, а творил. Потому что стихи и музыку он как будто вынимал из себя, когда приходило время родиться им на свет. Бывало, он не мог заснуть, лежал, курил, задумчиво глядя в потолок. Потом резко вскакивал, так же порывисто придвигал стул, брал ручку и писал-писал-писал. Он не высиживал строчки, не правил, а именно так, сразу — раз, и на бумагу. Потом будил Оксану и говорил: «Послушай, ты только послушай!» Пел, сразу подбирая мелодию. Она уже точно знала: если Володя смотрит телевизор со стеклянными глазами, пепельница полна окурков — значит, работает. Она от души веселилась, когда он по-детски удивлялся новой рифме: «Откуда это берется? Вот птица гамаюн, я даже не знал, что такая есть. Только потом узнал, когда написал». Почему-то он остро напоминал Пушкина, который в минуты вдохновения любил приговаривать: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын». Она любовалась им, восхищалась его гением, и он благодарно отзывался на любые ее пожелания. Как-то в разгар весны она случайно обронила, что любит ландыши. Он даже бровью не повел. А на следующее утро Оксана проснулась от того, что щелкнула входная дверь — Высоцкий куда-то убежал. Вернулся — конечно, с ландышами. Но сколько их было?! Ландышами была устлана вся комната. Он, наверное, ездил по всей Москве и скупал цветы оптом. «В общем, такая вот сказочная жизнь, где все было перемешано: и его срывы, и его нежность, — вздыхает Оксана. Его признание в любви стало для нее сильнейшим потрясением, моментом абсолютного счастья. — Это была какая-то неправдоподобная любовь. Особенно первый год получился безмятежным. Позже появилось предчувствие беды… Сейчас только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман. Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками. Это абсолютная чушь! Его запои были вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью».
Холодное дыхание
В течение двух лет Оксана видела, как увеличивались дозы. Сначала казалось, что это помогает восстановлению сил: после спектакля «Гамлет» он долго не мог уснуть, ему было так плохо, что он кричал, как раненый зверь. И он делал укол. «А что это ты себе колешь?» — удивленно спрашивала Оксана. «Это витамины», — пряча глаза, отвечал он. Так продолжалось до тех пор, пока она не выудила очередную ампулу из помойки — это был промедол. Оксана поняла, что он болен, и ему становилось все хуже. Она бы все на свете отдала, только бы его вылечить. Марина Влади, постоянно жившая во Франции, дважды за это время устраивала его в клиники: наступала ремиссия, но ненадолго.
Он куда-то рвался, хотел все успеть: снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя», в «Маленьких трагедиях», мчался на радио, и фал в театре, ездил с выступлениями по стране; как режиссер, готовил к запуску картину «Зеленый фургон». Он за всех нес ответственность: помогал матери, отцу, двоим сыновьям, многочисленным приятелям. Кого-то выдавал за границу замуж, кого-то женил, кому-то выбивал загранпаспорт в ОВИРе. А Оксане… Ей было вполне достаточно и того, что они просто вместе. Жизнь была наполнена только им. Но Высоцкий глубоко переживал неустроенность ее судьбы. По некоторым сведениям, он даже просил развода у Марины Влади. Впрочем, подобный разрыв грозил ему категорическим запретом на загранкомандировки, он мгновенно стал бы, как тогда говаривали, невыездным. Оксана не настаивала на его разводе: Марина была далеко и воспринималась ею скорее как родственница, нежели как законная супруга. Справедливости ради стоит сказать, что ни в те далекие времена, ни позже Оксана не допускала, чтобы в ее присутствии плохо отзывались о Влади. «Люди, которые Володю любили, для меня не то чтобы святы, но вне критики», — признавалась она. Как-то Марина приехала из Парижа, и на время ее визита Оксана переехала к себе на Яблочкова. Целую неделю она не виделась с Высоцким, а на выходных отправилась с подругой на «Гамлета»: соскучилась, хоть из зрительного зала хотелось на Володю взглянуть. Девушек посадили в центре зала на приставных стульях. Затаив дыхание, смотрели они на сцену. Как только началась сцена без Высоцкого, Оксана расслабилась. И вдруг кто-то дернул ее за подол юбки: раз, второй, третий. Совсем обнаглели, подумала Оксана — уже в театре пристают. В изумлении стали оглядываться соседи: оказывается, это Высоцкий в бархатных джинсах, сапогах, на полусогнутых тихонько подкрался сзади: «Пойдем, пойдем выйдем» — и знаками извинился перед зрителями. Свидетели того случая говорят, что просто обалдели — иных слов в русском языке не существует!
Казалось, он вечный
Второй год их совместной жизни стал все больше окрашиваться в черные и красные цвета. Все плохое началось с Нового, 1980 года: он попал в аварию, потом зарубили его картину, он практически ушел из театра, физическое состояние стало ухудшаться, количество наркотиков увеличиваться. Ее жалели все, кто знал, что происходит. А она старалась помочь ему, все время быть рядом. «Потому что в это время он никому не был нужен. Человек нужен, когда он здоровый, веселый, богатый. А эта «пьяная» головная боль не нужна никому. Я не приносила себя в жертву. Просто по-другому быть не могло», — вздыхает Оксана. Клиническая смерть, о которой рассказывается в недавней кинопремьере, была действительно зафиксирована врачами. И Оксана на самом деле везла через всю страну лекарства. Администратор Валерий Янклович позвонил ей и сказал, что если она не привезет промелол, Высоцкий просто умрет. Если бы сказали, что ей отрубят руку, но он будет здоров, она бы ответила: «Рубите!» Что против этого была ее решимость нелегально мчаться к нему на помощь с коробкой каких-то запрещенных лекарств? Публицист Валерий Перевозчиков в книге «Правда смертного часа» приводит такие слова Афанасьевой: «В Бухаре была самая настоящая клиническая смерть. Я ему дышала, а Толя Федотов делал массаж сердца. Когда Володя очнулся, сказал: «Я вас видел и чувствовал. Но как в кино. Ты дышишь, Толя массирует». А через полчаса к Володе как ни в чем не бывало уже подошли Гольдман с Севой и говорят: «Наверное, все три концерта ты, Володя, не отработаешь. Один придется отменить». Вот сволочи! Тут я устроила скандал: «Вы с ума сошли! Он же умирал! Никаких концертов!» А Володя как-то так: «Да, наверное, надо». Я чувствовала, он на моей стороне, но отказать им не мог». Всем казалось, что это ерунда, что он вечный и всех переживет. Но…
Прощание
Реальная смерть пришла через год после клинической. 21 июля 1980 года он весь день провел дома. Вечером отправился в театр, где должен был играть в «Преступлении и наказании», но на сцену не вышел. Говорят, в тот день он только и твердил, что скоро умрет. Хотел вернуть долги тем, у которых что-то брал. Из театра заехал к Ивану Бортнику. «Володя зашел в шикарном вельветовом костюме с ключами от «Мерседеса», — вспоминал позже актер. — Увидел бутылку водки «Зверобой» и сразу: «Поехали ко мне продолжать!» Отправились к его девушке Оксане на Грузинскую. Там говорили допоздна». Оксана тихо слушала беседы приятелей, и ее не покидало ощущение безысходности. Она не трусиха, но ей стало по-настоящему, до судорог, страшно. Утром, обнаружив две спрятанные бутылки водки, она устроила громкий скандал и одну разбила в раковине на кухне. «Это было ужасно, — вздыхает Оксана. — Я сказала: «Все! Я ухожу». «Если ты уйдешь, я выброшусь с балкона!» — глядя ей в глаза, ответил Высоцкий. Она оделась, выскочила на улицу, глянула вверх — он висел на руках, держась за прутья решетки. Она уже не помнит, как взлетела на восьмой этаж, как втащила Володю назад…
В день смерти он спокойно сказал: «Сегодня я умру». До этого он от болей кричал, как раненый зверь. Но вдруг наступила странная тишина. Измотанная бессонными ночами, она заснула. Проснулась через три часа — он был уже мертв. Несколько дней после его смерти не сходил с ее ладони огромный синяк — так крепко Володя сжимал ее руку. Когда был жив… Как она с ним прощалась, не знает никто. Никто не видел, никому она не рассказывала. Известно лишь, что, попрощавшись, она тихо встала и ушла. Одна. Без вещей. Без документов. В чем была. И больше в ту квартиру она не возвращалась. Сильная любовь оставляет в сердце невосполнимые раны. Без неё нельзя жить, но почувствовав однажды на себе всю её силу, жить как прежде у вас никогда не получится. «Володя, так нельзя, это позор», — когда-то говорил его отец, осуждающе кивая в сторону Оксаны. Она запомнила это намертво. После смерти Володи его отец сказал: «Я думаю, тебе не стоит приходить на похороны». И она приняла это как приказ, постаралась быть незаметной. Единственное, о чем попросила, — принести ей два обручальных кольца, которые лежали в стакане на тумбочке, в спальне. Когда-то их купил Володя в надежде обвенчаться. Но кольца исчезли… Так закончилась одна из самых таинственных и самых красивых историй любви в драматической жизни великой советской державы. Эта любовь совершенно особенная: величия гения Владимира Высоцкого. И эта любовь совершенно обычная: в силу величия жертвенной и всепобеждающей любви женщины к мужчине. Когда-нибудь другие Мужчина и Женщина так же встретятся, так же притихнут перед рывком — а потом нырнут в любовь с ее ландышами и нитками восьмого размера, с «Мерседесами» и зелеными «Жигулями», с французской сумочкой из соломки и неистовым горячечным шепотом по ночам… Конец этой великой истории каждый напишет сам. Или вдвоем. У кого как получится… Р. S. Год после смерти Высоцкого оказался самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой. Она бросила институт, взяла «академку», собиралась эмигрировать. Ее вызывали в КГБ, пытались завербовать. Она отказалась. С будущим мужем ее познакомил Высоцкий — когда был жив. «Господи, какой потрясающий актер, — на премьере фильма «Тот самый Мюнхгаузен» сказала Оксана Высоцкому. — Какой-нибудь прибалт?» — «Почему прибалт? Это наш Ермолай». Было что-то мистическое в том памятном разговоре…
Спустя несколько лет после смерти Высоцкого Оксана вышла замуж за актера Леонида Ярмольника. У супругов родилась дочь Александра. Их семейный стаж — 30 лет. Оксана Ярмольник стала известным театральным художником. Судя по тому, что до сих пор делает кукол, в душе она так и осталась ребенком.
Первая ночь вместе
Мужчина позвонил Оксане на следующий день. Девушка даже раздумывала, но наконец согласилась на свидание. Они поехали к нему домой. Высоцкий был очень галантен: угощал дорогим вином и закусками, говорил комплименты.
Афанасьева чувствовала, как влюблялась. На более тесное общение она решилась сама, хоть Владимир и не настаивал. Это была волшебная ночь для обоих, полная нежности и взаимности.
Утром Оксана аккуратно заправила его кровать и села заштопать его джинсы. Владимир очень удивился этому. Ни одна его женщина не отличалась такой покорностью. Эти джинсы впоследствии стали очень дороги Владимиру. Он любил раздавать своим друзьям свою одежду и обувь, но вещи, подшитые Ксюшей, он бережно хранил.
Брак
Афанасьева в этот же день порвала со своим прежним мужчиной. Девушка была не глупа, понимала, что Высоцкий женат. Она не претендовала на статус законной жены.
Оксана для себя решила быть с Высоцким любое отмеренное им время.
Начался их головокружительный роман. Владимир был нежным и заботливым. Он старался баловать свою подругу дорогими подарками, привозил заграничную одежду и обувь. Афанасьева стала самой модной студенткой в своём институте. Их отношения отличались трепетом и глубиной. Владимир намерен был жениться на ней. И всегда просил родить ему ребёнка.
Многие товарищи актера даже ревновали его к ней, так как он все своё время проводил с избранницей. Несмотря на все старания Высоцкого, его жена Марина Влади не согласилась на развод. Тогда Высоцкий нашёл батюшку, который согласился обвенчать молодых без официального расторжения брака. Но сделать этот шаг влюблённые не успели.
Жизнь вместе
Оксана Афанасьева и Высоцкий, фото которых очень редко публикуются, не раз сами признавались, что нечасто позировали фотографам. Они берегли время и старались всегда побыть вдвоём. Марина Влади была очень занята своей актерской карьерой во Франции, поэтому влюблённые очень скоро стали жить вместе.
Оксана Афанасьева и Владимир Высоцкий
Владимир заботился о подруге, старался быть в курсе ее успехов в институте. Оксана сопровождала Высоцкого везде: на спектаклях, встречах.
Афанасьева вспоминает, как они не могли наговориться и надышаться друг другом. Владимир считал ее своей родственной душой. Несмотря на большую разницу в возрасте (22 года), они отлично находили общий язык.
Через год их отношений они оказались в гостинице в Бухаре, где проходили съёмки Высоцкого. Совершенно неожиданно у актера наступила клиническая смерть. Его спас врач, который чудом оказался рядом.
Открыв глаза, Владимир сказал Оксане: «Я тебя люблю». Эти слова она запомнила на всю жизнь.
Личная жизнь[ | ]
Внешние изображения |
|
Последняя возлюбленная Владимира Высоцкого[7][8].
Марина Влади была далеко, Оксана её воспринимала как его родственницу, её существование никак не отражалось на их отношениях.
Самые важные слова в её жизни Оксана услышала только через год после знакомства с Высоцким. Это произошло в Бухаре. Они жили в гостинице. У Высоцкого внезапно наступила клиническая смерть. Его чудом удалось спасти. Помог местный врач. Он сделал уколы в подключичную артерию. Когда Высоцкий пришёл в сознание, первое, что он сказал, было: «Я люблю тебя». Высоцкий никогда не бросался такими словами.
Оксана была с ним и в ту роковую ночь, когда Владимира Семёновича не стало. Это было в 1980 году. Собралась компания. Фотограф В. Нисанов вспоминал: «…До 2 ночи пили. Потом Ксюша (Оксана Ярмольник), врач Толя Федотов и Сева Абдулов ушли в его квартиру. В квартире с Высоцким осталась Ксюша. В 4.30 утра стало известно, что Володя умер… Когда врач подошел к Высоцкому, тот был холодным».
Она сразу после похорон ушла из его квартиры. Не то что личные какие-то вещи — даже документы не взяла.
«Мы были наивными и полагали, что раз церковь отделена от советского государства, то нас могут запросто обвенчать и без штампиков в паспорте… Володя нашёл одного батюшку, который подпал под его обаяние и согласился нас обвенчать. Но не сложилось…»[источник не указан 729 дней
][ нет в источнике ]
— [9]
Жена артиста Леонида Ярмольника, познакомились в Театре на Таганке, потом случайно встретились в гостях, Ярмольник 7 лет работал в Театре на Таганке. Звездных ролей у него не было, но у него были срочные вводы вместо Высоцкого. В 1983 году он покинул театр.[9]
- Дочь — Александра Леонидовна Ярмольник (род. 2 декабря 1983) — художник по стеклу, изготавливает стеклянные скульптуры. Окончила МГХПУ им. Строганова, зять бизнесмен Андрей Мальцев.[10]
- Внук — Пётр Андреевич Мальцев (род. 12 ноября 2014).[10]
Проблемы в семейной жизни пары
Помимо счастливых совместных дней, пара переживала и трудные моменты. Владимир много и часто пил. Помня пьянки и запои отца-литератора, Афанасьева бросила все силы, чтобы помочь любимому справиться с вредной привычкой.
Она прятала от него алкоголь, отговаривала от встреч с друзьями-собутыльниками, искала его по подворотням и съемным квартирам. Однако это была не самая большая беда. Высоцкий стал наркоманом. Врачи, сами того не понимая, подсадили его на амфетамины. Оксана видела, как мучается ее любимый человек. Умоляла его начать лечение, но разговоры были тщетны. Он обещал и срывался снова.
Смерть Высоцкого и дальнейшая жизнь его последней любви
Оксана Афанасьева и Высоцкий (фото их вместе можно посмотреть далее в статье) переживали трудное время. Дозы Высоцкого увеличивались. Он не мог справляться с собой. Афанасьева вспоминает, что после тяжёлых ролей в театре он не мог успокоиться и уснуть. Только уколы, которые он колол себе сам, помогали ему. Но состояние его с каждым днём ухудшалось.
Высоцкий продолжал пить. Оксана не выдерживала, грозилась уйти. Он возвращал ее. Она страдала, чувствовала приближение конца, безысходность, невозможность помочь. Однажды после очередного обещания завязать с алкоголем, Афанасьева нашла 2 спрятанные бутылки водки.
Разразился скандал. Высоцкий сказал, что выбросится из окна, если она его бросит. Выбежав на улицу, она увидела висящего Высоцкого, который держался за прутья балкона 8 этажа. В ужасе она вбежала обратно и затащила его в квартиру.
25 июля 1980 года он всем говорил, что сегодня умрет. Это было время Олимпиады в Советском Союзе. Наркотики достать стало проблемой. Оксана вспоминает, как Владимир кричал от болей несколько часов. Затем врач сделал ему укол снотворного. Он успокоился, уснул и больше не проснулся. Ксюша задремала после бессонных ночей, а проснувшись, обнаружила бездыханное тело любимого.
О том, как прощалась, она никому и никогда не рассказывала. Ничего не забрала из квартиры, ушла и больше туда не возвращалась. Попросила лишь вернуть обручальные кольца, которые он подготовил к венчанию. Но они таинственным образом исчезли.
Оксана была сломлена. Бросила институт, ни с кем не общалась. Отец Высоцкого запретил появляться Афанасьевой на похоронах. Она повиновалась. Ей одной известно, что она пережила после смерти Высоцкого. Ей остались лишь его фото, смотря на которые она оплакивала своего любимого.
Будущим мужем ей стал Леонид Ярмольник, с которым познакомил ее в своё время сам Высоцкий. Она счастлива с ним в браке уже 35 лет. С ним она узнала другую жизнь, признается сама Оксана. Они вырастили дочь Александру, сейчас нянчат внука. Всю жизнь она проработала в театре художником по костюмам. Ярмольник оказался мудрым и никогда не расспрашивал жену о прежних чувствах.
Фотографии с Высоцким до сих пор хранятся в архивах Оксаны Афанасьевой. Несмотря на короткое время, отмеренное Владимиру и Оксане, они пережили настоящее и глубокое чувство, которое стало для неё первым, а для него — последним в по-настоящему трагической истории любви.
Важные события жизни и творчества
Дальнейшая жизнь Оксаны связана с творчеством:
- В 1977 г. она начала учиться на одном из престижных факультетов Московского текстильного института – факультете прикладного искусства. Учиться девушке нравилось. Во время учебы удавалось подрабатывать шитьем. В мае 1980 г. погиб ее отец, а через 2 месяца умер В. Высоцкий. Потерю близких Оксана переживала очень тяжело, пришлось взять академический отпуск и год учебы пропустить.
- Осенью 1981 г. Оксана восстановилась в институте, а в 1983 г. окончила учебу. В качестве дипломного проекта создала коллекцию одежды для циркового представления. Руководила работой М. Зайцева – известный модельер, художник-постановщик в цирке.
- По распределению О. Афанасьева работала на шляпной фабрике «Зарница». Однообразная и скучная работа не позволяла проявлять творческие способности. Оксана ушла в декрет и на фабрику больше не вернулась.
- В 1983 г. она была принята во Всесоюзную дирекцию циркового искусства в качестве художника-постановщика. Работала здесь до 1985 г. Дальнейшая творческая жизнь связана с различными театрами Москвы.
- В октябре 1987 г. в театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Маленький гигант большого секса» и другие люди» по рассказам Ф. Искандера (режиссер Е. Каменькович). Оксана не только создавала эскизы костюмов, но и шила их дома сама.
- В 1989 г. снялась в короткометражной ленте «Крейзи» (реж. С. Газаров). Картина получила Гран-при на кинофестивале в Анже.
- В 1990 г. началось плодотворное сотрудничество О. Ярмольник и О. П. Табакова. В конце февраля в театре «Табакерка» представлена сценическая версия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (реж. О. П. Табаков).
- В апреле 1991 г. на сцене театра под руководством О. Табакова состоялся премьерный показ спектакля по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» (реж. С. Газаров).
- В 1994 г. О. Табаков на сцене своего театра поставил пьесу «Механическое пианино». Эскизы костюмов подготовлены О. П. Ярмольник.
- В 1995 г. снялась в эпизодической роли в фильме «Московские каникулы» (реж. А. Сурикова, продюсер и исполнитель главной роли Л. Ярмольник).
- В 1999 г. Оксана создала собственную Дизайн-студию игрушки (директор – И. Н. Семенцова). Производство первой авторской коллекции игрушек началось в 2001 г. Спустя 10 лет уже было разработано около 300 моделей мягких игрушек из натуральных тканей, которые шьются вручную.
- В декабре 1999 г. в театре «Табакерка» режиссер А. Леонтьев инсценировал пьесу «Не все коту масленица». О. Ярмольник выступила в качестве художника по костюмам.
- В начале ноября 2000 г. в Малом театре состоялась премьера спектакля «Горе от ума» (реж. С. Женовач). Постановку много лет называют одной из самых популярных в репертуаре театра, в этом есть заслуга и художника по костюмам.
- В 2004 г. С. Женовач на сцене МХТ им. А. П. Чехова представил сценическую версию первого романа М. Булгакова «Белая гвардия». Критики и зрители положительно оценили работу режиссера, актеров, а также художника по костюмам.
- В октябре 2004 г. на 13-й Международной Неделе моды в Гостином дворе О. Ярмольник представила свою коллекцию одежды. Жюри оценило ее модели изо льна, объединенные в коллекцию «Ощущения». Женственная одежда создана в романтическом духе.
- В октябре 2005 г. в Малом театре состоялся премьерный показ спектакля «Мнимый больной» по пьесе Ж. Б. Мольера. Модели костюмов подготовила О. Ярмольник.
- В 2005 г. участвовала в документальном проекте «Владимир Высоцкий. 205 дней».
- В 2006 г. Оксана снялась в роли Ирины Юрьевны в авантюрной мелодраме «Связь» (реж. А. Смирнова). В этом же фильме выступила в качестве художника по костюмам.
- 2008 г. выступила создателем костюмов к фильму по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (реж. А. Смирнова).
- В 2010 г. О. Ярмольник создала костюмы к спектаклю «Гамлет», который поставил В. Фокин в Александринском театре.
- В канун 2011 г. в театре «Современник» впервые был показан спектакль «С наступающим» (реж. Р. Овчинников), в гл. ролях Л. Ярмольник и С. Гармаш. Костюмы подготовила О. Ярмольник.
- В 2012 г. вышла книга О. Ярмольник и А. Блау «Муська» о жизни тряпичной куклы Муськи в семье Булкиных.
- В конце апреля 2013 г. режиссер А. Яковлев поставил в Малом театре трагикомедию «Село Степанчиково и его обитатели». В 2021 г. вышла телевизионная версия постановки. Автор костюмов – О. Ярмольник.
- В октябре 2015 г. в театре «Русская песня» состоялась премьера антрепризного спектакля «И снова «С наступающим!» (реж. Р. Овчинников) в главных ролях Л. Ярмольник, Н. Фоменко.
- В 2021 г. в Малом театре был поставлен спектакль «Сердце не камень» по пьесе А. Н. Островского.
- В марте 2021 г. состоялся премьерный показ спектакля «Король Лир». Костюмы для героев разработаны О. Ярмольник.
- В 2017-2020 гг. дизайнер оформляет интерьеры и разрабатывает новые модели игрушек. В ее дизайн-студии выпускаются коллекции игрушечных семей Ивановых, Петровых, Сидоровых. Каждая семья имеет свою неповторимую историю.
В 2021 г. на сцене Малого театра готовится к постановке спектакль «Буратино» по одноименной книге А. Толстого (режиссер Ю. Соломин). Над созданием костюмов работает О. Ярмольник.
С мужем Леонидом