Досье
Альберт Леонидович Филозов родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Получил профессию токаря, работал на .
В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына).
Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959–1960, проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е. П. Леонова. В 1960–1961 гг. служил в театре имени Ермоловой.
В 1961 был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне.
Альберт Филозов. Фото: www.globallookpress.com
Личная жизнь
Всего в судьбе Альберта Леонидовича было три брака.
Первый союз с врачом-анестезиологом Лидией был юношеским и очень коротким.
С театроведом Аллой Филозов напротив – прожил 20 лет. Женщина подарила супругу сына Андрея, который стал писателем-историком.
Альберт Филозов с женой Натальей. Источник: uznayvse.ru
С последней супругой Натальей Альберт Филозов познакомился на съёмках одного из фильмов в столице Украины. Женщина подменяла директора картины. Актёру сразу же понравилась эта нежная обходительная дама, и он начал активно добиваться её внимания.
Ради актёра Наталья рассталась со своим давним поклонником из Италии. Влюблённые так привязались друг к другу, что после свадьбы обвенчались.
В этом браке появились близнецы, девочки. Но одна из них ушла из жизни спустя пару недель. Вторая из пары, Настя, смогла выжить. А еще через четыре года у пары появилась еще одна дочь, Аня.
Альберт Филозов с дочками Аней и Настей. Источник: uznayvse.ru
Причём младшие дети родились, когда артисту было уже за 50. Альберт Филозов утверждал, что молодая жена и малолетние отпрыски заставляют его снова чувствовать себя молодым и полным сил.
Начало карьеры
В 1963 вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 г.). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым играл в спектаклях Анатолия Васильева («Первый вариант «Вассы Железновой»», 1978 и «Взрослая дочь молодого человека», 1979).
C 1982 репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года.
С 1989 играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы».
В 1991–1995 был мастером (совместно с Арменом Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе, преподаёт в РАТИ.
В 2007 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2×2=5».
Статья по теме
Альберт Филозов: «Хочу дожить до свадьбы дочерей»
Смерть
27 марта 2021 года Альберт Филозов отыграл свой последний спектакль. Еще до начала представления мужчине стало плохо, но на предложение заменить его другим актером он ответил отказом. Актер уже давно предчувствовал смерть – еще в 2011 году ему диагностировали рак, терапия принесла плоды, но позже болезнь вернулась и пустила корни по всему организму. После спектакля Альберта Леонидовича госпитализировали. «Звезды советского экрана»: Альберт Филозов Филозов души не чаял в своих «девочках», но, как рассказала прессе подруга актера Елена Санаева, умер он в квартире бывшей жены, на руках сына. Наталья отказалась ухаживать за смертельно больным раком супругом и забирать его из больницы, практически выставив Альберта Леонидовича из его собственной трехкомнатной квартиры, которую незадолго до этого Филозов переписал на нее и дочерей.
Роли в театре
1978 — М. Горький. «Первый вариант «Вассы Железновой»», реж. А. Васильев / Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
1979 — В. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека», реж. А. Васильев — Бэмс / Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
1985 — В. Славкин. «Серсо», реж. А. Васильев — Петушок / Театр на Таганке
1989 — С. Злотников. «Пришёл мужчина к женщине», реж. И. Райхельгауз — Виктор Петрович / Театр «Школа современной пьесы»
1992 — Д. Сухарев, C. Никитин. «А чой-то ты во фраке?», реж. И. Райхельгауз — Иван Васильевич Ломов / Театр «Школа современной пьесы»
1997 — «Дон Педро», по пьесе С. Носова, — Антон Антонович
2012 — А. Могучий, М. Исаев, «Circo Ambulante», реж. А. Могучий — Антон / Государственный театр наций
Альберт Филозов в сериале «Бедная Настя». Фото: www.globallookpress.com
Детство и юность
Альберт Филозов родился в Свердловске в 1937 году, 25 июня. Определенную роль в выборе его будущей профессии сыграло то, что мать работала механиком в местном кинотеатре. Так что мальчик имел уникальную возможность ежедневно просматривать наиболее понравившиеся ему картины.
В школе Альберт Филозов записался в пионерский хор, так как обладал неплохими вокальными данными. Ему часто поручали выступать сольно. Некоторые концерты школьного коллектива транслировались на местной радиостанции. Но популярность не приносила в то время его семье никакого дохода.
Родители жили бедно, поэтому юношу уже после седьмого класса отправили подрабатывать на шарикоподшипниковый завод. Там его обучили токарному делу. Среднее образование он завершал уже в вечерней школе.
«Школа современной пьесы»
- «Пришел мужчина к женщине» — Мужчина
- «А чой-то ты во фраке?» — Иван Васильевич Ломов, Степан Степанович Чубуков
- «Без зеркал» — Павел Павлович
- «С приветом, Дон Кихот!» — Дон Кихот
- «Другой человек»
- «Антон Чехов. Чайка» — Дорн
- «Записки русского путешественника» — Алик
- «Прекрасное лекарство от тоски» — Александр
- «Борис Акунин. Чайка» — Дорн
- «Город» — Отец
- «Кремль, иди ко мне!» — Николай Оннов, Полковник Одуванчиков, Цезарь Брутович, Аглая Леопольдовна
- «Чайка. Настоящая оперетка» — Дорн
- «Одержимые»
- «Своими словами»
- «Холостой Мольер»
- «Русское варенье» — Андрей Иванович Лепёхин (Дидюля), пенсионер
- «Москва. Психо» — Ясон
- «Дом» — Папа Оли и дедушка Игоря
- «Звездная болезнь» — Юбиляр
- «Медведь» — Миша Григорьев
- «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» — сюжет «Юбиляр»
- «Последний ацтек» — Мистер Гольдинер
Лучшие роли Альберта Филозова в кино и театре
Сцена из спектакля «Коварство и любовь» по пьесе Фридриха фон Шиллера. Постановка Московского драматического театра имени Станиславского. Режиссер Юрий Хмилецкий. В роли Луизы Миллер — артистка Елизавета Никищихина, Вурм — Альберт Филозов. 1971 год. РИА Новости / Рудольф Алфимов
В фильме «Черная курица или Подземные жители», по мотивам сказки Антония Погорельского. В роли Алеши Ланского — Виталий Седлецкий, Иван Карлович, учитель словесности — артист Альберт Филозов. 1980 год. РИА Новости / Валерий Плотников
«Тегеран-43», 1980 год
«Васса», 1982 год
«Мэри Поппинс, до свидания», 1983 год
В фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Король Артур – актер Альберт Филозов (слева), Хенк – Сергей Колтаков. 1987 год. РИА Новости / Иванов В.
«Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Любовь Полищук и Альберт Филозов в спектакле «Пришел мужчина к женщине» на сцене театра «Школа современной пьесы». Режиссер и художественный руководитель — Иосиф Райхельгауз. 1992 год. РИА Новости / Галина Кмит
Сцена из спектакля «Чайка» ,поставленного по пьесе Чехова в интерпретации современного писателя Бориса Акунина в московском театре «Школа современной пьесы». В роли — Дорна Альберт Филозов. 2004 год. РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Кадр из фильма «Одесса-мама». 2012 год.
Дебют на большом экране
Первый фильм с Альбертом Филозовым вышел на экране еще в 1960 году. Это была киноповесть Владимира Герасимова «Испытательная срок». Молодому Альберту доверили совсем небольшую роль комсорга на субботнике и даже не указали в титрах. Затем он сыграл Федьку в картине «Яблоки сорок первого года».
Однако первая кинороль Филозова должна была относиться еще к 1957 году, но она так и не состоялась. Когда герой нашей статьи учился на втором курсе, он получил приглашение на съемки в Одессу. В школе-студии МХАТ всегда крайне отрицательно относились к тому, чтобы студенты отвлекались от учебы из-за съемок в кино. Некоторых из-за этого даже отчисляли. Поэтому Филозов, чтобы избежать недоразумений, заранее договорился о том, чтобы его отпросили в ректорате вуза.
Когда работа над картиной шла уже полным ходом, Альберт узнал, что его просьба не была выполнена. Он тут же бросил съемочный процесс и улетел в Москву. Преподаватели его ругать не стали, зато обиделись кинематографисты, которые несколько лет после этого не предлагали ему достойных ролей.
Лучшие роли Альберта Филозова в кино и театре
Сцена из спектакля «Коварство и любовь» по пьесе Фридриха фон Шиллера. Постановка Московского драматического театра имени Станиславского. Режиссер Юрий Хмилецкий. В роли Луизы Миллер — артистка Елизавета Никищихина, Вурм — Альберт Филозов. 1971 год. РИА Новости / Рудольф Алфимов
В фильме «Черная курица или Подземные жители», по мотивам сказки Антония Погорельского. В роли Алеши Ланского — Виталий Седлецкий, Иван Карлович, учитель словесности — артист Альберт Филозов. 1980 год. РИА Новости / Валерий Плотников
«Тегеран-43», 1980 год
«Васса», 1982 год
«Мэри Поппинс, до свидания», 1983 год
В фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Король Артур – актер Альберт Филозов (слева), Хенк – Сергей Колтаков. 1987 год. РИА Новости / Иванов В.
«Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год
Любовь Полищук и Альберт Филозов в спектакле «Пришел мужчина к женщине» на сцене театра «Школа современной пьесы». Режиссер и художественный руководитель — Иосиф Райхельгауз. 1992 год. РИА Новости / Галина Кмит
Сцена из спектакля «Чайка» ,поставленного по пьесе Чехова в интерпретации современного писателя Бориса Акунина в московском театре «Школа современной пьесы». В роли — Дорна Альберт Филозов. 2004 год. РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Кадр из фильма «Одесса-мама». 2012 год.
«Тихоня» и другие
Популярность к герою нашей статьи приходит в середине 70-х годов. В драме Михаила Израилева «Тихоня» главную роль Василия Васильевича Чебана получает Альберт Филозов. В фильме его персонажа обвиняют в том, что на курорте он соблазнил девушку, которая теперь родила ребенка. Василий Васильевич не является отцом ребенка, но все равно решает помогать и поддерживать молодую маму.
К этому же периоду относится лента «Великий укротитель». В ней Альберт Филозов, фото которого есть в этой статье, появляется в образе дрессировщика Саввы Куликова.
В детективе «Страх высоты» Филозов играет друга детства Антона (актер — Андрей Мягков) Илью Рождественского. В этой ленте с ним появляется на одной съемочной площадке такие звезды советского кино, как Владимир Зельдин, Анатолий Папанов, Жанна Прохоренко, Ирина Мирошниченко.
Конец 70-х годов оказывается плодотворным для Альберта. Он играет в биографической драме «Жизнь Бетховена», детской приключенческой картине Марии Муат «Расмус-бродяга». В образе друга главного героя многие зрители запомнили его по драме Саввы Кулиша «Взлет», посвященной жизни теоретика космонавтики Константина Циолковского.
Фильмография
- 1960 — Испытательный срок — комсорг на субботнике (в титрах нет)
- 1968 — Сыны отечества — Отто Тальвиг
- 1969 — Яблоки сорок первого года — Федька
- 1972 — Вид на жительство — Ростислав Савельев
- 1973 — Тихоня — Василий Чебан
- 1974 — Великий укротитель — Савва Куликов
- 1974 — Они будут счастливы / Mshvidobiani dgeebi — Владимир Ковалёв
- 1975 — Страх высоты — Илья Рождественский
- 1977 — Пропал и нашёлся — дядя Шура
- 1977 — И это всё о нём — технорук Петухов
- 1977 — Отклонение — ноль — Виноградов
- 1977 — Смешные люди! — Иван Иванович
- 1978 — Расмус-бродяга — Оскар Перекати-Поле
- 1978 — Жизнь Бетховена (ТВ) — Фердинанд Рис
- 1979 — Взлёт — Панин
- 1979 — Зелёная куколка (Короткометражный в к/а «Молодость № 2»)
- 1979 — Дикая охота короля Стаха — Игнатий Гацевич
- 1980 — Вам и не снилось — Костя Лавочкин, отец Ромки
- 1980 — Тихие троечники — Герман
- 1980 — Идеальный муж — Том Траффорд
- 1980 — Три года — Фёдор Лаптев
- 1980 — История одного подзатыльника — Николай Иванович Козлов, папа Славика
- 1980 — Ледяная внучка — Князь
- 1980 — Чёрная курица, или Подземные жители — Чернушка / учитель Иван Карлович
- 1981 — Тегеран-43 / Téhéran 43 / Teheran 43 — Шернер
- 1981 — Брелок с секретом — Пескарёв
- 1981 — И с вами снова я — П. А. Вяземский
- 1981 — Ленин в Париже — вожак анархистов / русский посол
- 1981 — Транзит — Пётр Матвеевич Кузьмин
- 1982 — Никколо Паганини — Шмидт
- 1983 — Васса — Юрий Васильевич Мельников
- 1983 — Две главы из семейной хроники — Рудольф
- 1983 — Мэри Поппинс, до свидания! — мистер Джордж Бэнкс
- 1984 — Рыжий, честный, влюблённый — Ларссон-отец
- 1985 — Про кота… — Король
- 1986 — Золотая баба — Коврин
- 1986 — Капитан «Пилигрима» — кузен Бенедикт
- 1986 — Охота на дракона — Берт
- 1986 — Люби меня, как я тебя
- 1986 — Последняя дорога — Уваров
- 1986 — Путь к себе — Савельев
- 1987 — Человек с бульвара Капуцинов — мистер Секонд
- 1988 — Командировка — Перегудов
- 1988 — Дама с попугаем — Аристарх
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — король Артур / Мерлин
- 1988 — Трагедия в стиле рок — кесарь
- 1989 — Операция «Вундерланд» — Бюхнер
- 1989 — Не покидай… — канцлер-граф Давиль
- 1990 — Битва трёх королей / Batalla de los Tres Reyes, La — королевский библиотекарь
- 1990 — Допинг для ангелов — Клавдий Иванович Родимцев
- 1990 — Красное вино победы — главврач
- 1990 — Последняя осень — Кафтанов
- 1990 — Провинциальный анекдот (к/м) — Хомутов
- 1991 — Затерянный в Сибири / Lost in Siberia — отец Лильки
- 1991 — Ночные забавы — Силин
- 1991 — Одиссея капитана Блада — Бейнс
- 1991 — Фирма приключений — адмирал Дарон
- 1991 — Окно напротив — Сэм
- 1991 — Сыщик Петербургской полиции — Хотек
- 1992 — Ариэль — Хайд
- 1992 — Градус чёрной луны — президент
- 1992 — Мелодрама с покушением на убийство — Андрей Малышев
- 1992 — Прекрасная незнакомка / Piekna nieznajoma — англичанин
- 1993 — Завтрак с видом на Эльбрус — Барабаш
- 1994 — Каштанка (Короткометражный)
- 1996 — Карьера Артуро Уи. Новая версия — Догсборо
- 1996 — Неживой зверь (к/м)
- 1996 — Короли российского сыска
- 1997 — Всё то, о чём мы так долго мечтали
- 1998 — Кто, если не мы — Анатолий Игнатьич
- 1999 — Послушай, не идёт ли дождь… — врач-психотерапевт
- 2000 — В августе 44-го… — овощевод
- 2001 — Бедовая бабушка (телевизионный, в цикле «Русский водевиль»)
- 2001 — Вицмундиръ (телевизионный, в цикле «Русский водевиль»)
- 2001 — Сверчок за очагом — Калеб Пламмер
- 2001 — Кобра. Антитеррор
- 2001 — Сыщики 1. Серия «Страсть» — Копейкин, нумизмат.
- 2002 — Новогодние приключения
- 2003 — Ледниковый период — Каплевич
- 2003 — Бедная Настя — Барон Иван Иваныч Корф
- 2003 — Пятый Ангел — Моисей Абрамович
- 2003 — Сыщик без лицензии — Академик Архипов
- 2004 — Апокриф: Музыка для Петра и Павла — Николай Васильевич Давыдов
- 2005 — В круге первом — дядя Авенир
- 2005 — Убойная сила-6 (серия «Казачий разъезд») — Плисов
- 2005 — Мошенники — Гинзбург
- 2005 — Покушение — Николай Павлович Сухов, следователь Генпрокуратуры
- 2006 — Глазами волка
- 2006 — Сделка
- 2006 — Горыныч и Виктория
- 2006 — Важнее, чем любовь
- 2006 — Охотник
- 2006 — Герой нашего времени — полковник Ильяшенко
- 2006 — Убить Змея
- 2007 — Лилии для Лилии — Лёнчик
- 2007 — Два цвета страсти — Виктор Сергеевич
- 2007 — Дюймовочка — Маэстро
- 2008 — Без вины виноватые — Дудукин
- 2008 — Русичи — Белый Колдун / Вечный Дед
- 2008 — Форсаж Да Винчи — Хранитель
- 2008 — Абонент временно недоступен — Вилен Андреевич, академик
- 2008 — Два цвета страсти — Виктор Сергеевич, учитель
- 2008 — Смерть шпионам. Крым — Генрих Юнкер
- 2009 — Москва, я люблю тебя! — бухгалтер
- 2009 — Кромовъ — бухгалтер
- 2009 — Правдивая история об Алых парусах — Тильс
- 2009 — Похищение богини — Карлов
- 2010 — Легенда острова Двид — отшельник
- 2010 — Энигма — Вадим Кириллович, руководитель секретной организации «Энигма»
- 2011 — Дом с башенкой — старик в пенсне
- 2012 — Одесса-мама — Пинхус Срульевич Горовиц
- 2014 — Тётушки
- 2014 — Ёлки 1914 — Василий Григорьевич Статья по теме
Ёлки-палки 100 лет назад. Новогодняя комедия стала «исторической»
Альберт Филозов
Родился 25 июня 1937 года в Свердловске. Предки Альберта Филозова по материнской линии были зажиточными крестьянами с Украины. В начале 30-х годов ХХ века они, опасаясь раскулачивания, перебрались на Урал, в Свердловск. Здесь мама Альберта познакомилась с его отцом, приехавшим из Польши в Россию строить социализм. Альберт Леонидович рассказывает, что совсем не помнит отца – того арестовали и расстреляли, как «врага народа», в 1937 году. Альберту Филозову на тот момент не было и полугода…
К счастью, положение «сына врага народа» не очень сказалось на юном Альберте. Его детство прошло, как и у других мальчишек того времени: играл во дворе, гонял футбол, дрался. А еще он очень любил читать и постоянно бегал за книжками в библиотеку. Правда, когда всех принимали в Комсомол, юноша долго не подавал заявление, считая себя недостойным, и решился вступить лишь, когда умер Сталин.
Альберт Филозов рано стал самостоятельным. Время было тяжелое, голодное, и он после седьмого класса пошел работать на шарикоподшипниковый завод, где получил профессию токаря. Среднее же образование юноша, как и многие, получил в вечерней школе.
Об актерской профессии Альберт Филозов никогда не задумывался, хотя и слушал по радио с увлечением программу «Театр у микрофона». Тогда часто передавали радиоверсии спектаклей Малого театра, МХАТа, Театра Вахтангова. Как вспоминает Альберт Леонидович, особенно ему нравился «Клоп» Театра сатиры: он даже выучил целый акт наизусть.
Поступление в театральный вуз получилось спонтанным. В 1955 году в Свердловск приехал на гастроли МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт Леонидович вспоминает: «В то время я только-только закончил школу. Друг буквально силой затащил меня на экзамены, за компанию. Понятно, что я совершенно не волновался, поэтому успешно прошёл все три отборочных тура и поехал в Москву сдавать общеобразовательные предметы. Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из неё не уеду…»
Учиться Альберту Филозову довелось на курсе блестящего мхатовского актера Виктора Станицына. Быт тогдашних студентов был суров: холод, голод. Жили в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Горячей воды не было, а зимой и вовсе в оконные щели валил снег. Но все это отходило на второй план перед упоением от учебы. А учеба продолжалась круглые сутки: с утра до вечера на лекциях, а вечером в общежитии студенты разыгрывали этюды. Наверное, именно в таких условиях и рождаются настоящие Мастера. Ведь на курсе вместе с Филозовым учились: Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова – будущий цвет отечественного кино и театра.
На третьем курсе мог состояться дебют Альберта Филозова в кино. Молодой актер удачно прошел пробы к фильму «Зеленый фургон» и был утвержден на роль. Единственное, чего он сильно боялся – это реакции руководства Школы-студии МХАТ, ведь студентам категорически запрещалось сниматься в кино. На этот вопрос создатели фильма пообещали урегулировать.
Филозов вылетел в Одессу подписывать контракт (на всякий случай запасшись обратным билетом). Его встретили в аэропорту, там же дали бланк: «Заполни здесь, поставь подпись». «А как с институтом?» — спросил юноша. И тут оказалось, что они ни о чем не договорились. Про свое дальнейшее поведение актер до сих пор вспоминает со стыдом: «…я отошел попить воды и… сбежал. Уже объявили посадку, я бежал через все летное поле, а директор с администратором бежали за мной. Подбегаю к самолету, а трап уже отвели, машу билетом, кричу… Хорошо, самолет был небольшой, я подпрыгнул, ухватился, подтянулся и влез в незакрытую ещё дверцу. И улетел. В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали — пробовали, обещали, но до съемок дело не доходило…»
Окончив учебу в 1959 году, Альберт Филозов устроился в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Молодого актера стали вводить на роли Евгения Леонова, который к тому времени начал много сниматься в кино. Филозова это не очень устраивало: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!» По словам актера, он «промучился» год и перешел в Театр им. М. Н. Ермоловой.
Еще одно примечательное событие того периода – женитьба Альберта Филозова. Со своей первой супругой он познакомился в компании. Сам актер о том браке почти не рассказывает, отмечая лишь, что жена не имела никакого отношения к искусству.
В Театре Ермоловой складывалось все нормально, актер готовил премьеру, тем неожиданнее для него явилось в 1961 году известие о призыве в армию. Служить Филозову поначалу довелось в саперном батальоне. «Тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист, — вспоминает Альберт Леонидович. — Трудно было: полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься — останешься без еды. Но я через это прошел». И все же, несмотря на трудности, он считает, что армия мужчине нужна, поскольку закаляет мужчину.
В саперном батальоне Филозов прослужил недолго. Его жена ходила по всяким инстанциям, писала бумаги с просьбой использовать мужа по профессии. В конце концов Филозова перевели в Рязанское училище связи, назначив командовать военным оркестром. Последние же пол года он и вовсе провел в Москве, служил младшим сержантом в «Матросской тишине». «Офицеры на ночь уходили домой, а мы по очереди бегали через забор в самоволку, а утром до подъема возвращались. Ни разу не попался», — вспоминает Альберт Леонидович.
Демобилизовавшись, Альберт Филозов не стал возвращаться в Театр им.Ермоловой. Режиссера, который брал его в труппу, «съели», и поэтому Филозов предпочел вновь устроиться в театр Станиславского. Там он и прослужил следующие двадцать лет. Театралы помнят его роли в спектаклях Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979), ставшими вехой в истории отечественного театра.
Вскоре после армии Альберт Филозов женился во второй раз. Алла была театроведом, работала во ВГИКе. В этом браке у Альберта Леонидовича родился сын Андрей, впоследствии ставший журналистом.
С кино у Альберта Филозова долгое время не ладилось. Пробы, пробы и очередные отказы… В 60-е годы ему удалось лишь пару раз сняться на киностудии «Узбекфильм» в картинах «Сыны отечества» (Отто Тальвиг) и «Яблоки 41-го года» (Федька). Сегодня вряд ли кто вспомнит эти ленты.
Ситуация изменилась совершенно неожиданно. Создатели картины «Вид на жительство» долго искали актера «с ненадежной внешностью». Дело в том, что героем фильма должен был стать молодой ученый Ростислав Савельев, который, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов… Вот эту роль и предложили сыграть Альберту Филозову. А партнершей актера по фильму стала актриса Виктория Федорова.
Несмотря на определенную заданность и прямолинейность драматургии, персонаж получился живым и интересным. На актера обратили внимание другие режиссеры, и приглашения не заставили себя долго ждать. В последующие годы Альберт Филозов снялся в лирической комедии «Тихоня» (Василий Чебан), телефильме «Великий укротитель» (Савелий Петрович Куликов), детективе «Страх высоты» (Илья Рождественский) и других лентах.
Очень скоро определилось амплуа актера, и «виной» тому стала удачно сыгранная роль в уже упомянутой картине «Тихоня», где Альберт Филозов создал образ скромного и тихого мужчины, которого незаслуженно обвиняют в том, что три года назад в Ялте он познакомился с девушкой Надей, и она родила от него ребенка. Хотя герой фильма и не являлся отцом, он решает материально помогать Наде…
Амплуа «невзрачного тихони» впоследствии буквально приклеилось к актеру. В сочетании с блестящим талантом Филозова оно всячески трансформировалось, позволяя создавать незабываемые образы. Кто не помнит его забитого подкаблучника Константина Лавочкина, отца Ромы из великолепной мелодрамы «Вам и не снилось», или педантичного и вместе с тем нерешительного мистера Бэнкса в детском музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
Актер нередко снимался в детских картинах, а ведь, как известно, дети – самый требовательный зритель, не допускающий и малейшей фальши. Среди героев Филозова: учитель словесности Иван Карлович, он же «Чернушка» в фильме-сказке «Черная курица, или Подземные жители» (1980), Папа-лис Ларсен в сказке «Рыжий, честный, влюблённый», князь в сказке «Ледяная внучка», король в детском музыкальном фильме «Про кота…», канцлер граф Давиль в сказке «Не покидай» и другие.
До поры до времени в послужном списке Филозова превалировали положительные герои. В 1977 году он сыграл свою первую отрицательную роль — Петухова в детективной драме «И это все о нем», в 1980 году актера пригласили на роль нациста Шернера в картину «Тегеран-43». Актер не сразу согласился. «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж», — вспоминает Альберт Леонидович. Однако роль показалась ему интересной, да и к тому же партнером Филозова по фильму утвердили знаменитого французского актера Алена Делона. Ну, как отказаться от удовольствия поработать со звездой мировой величины?!
По сюжету картины персонажи Филозова и Делона общались по-французски, и нашему актеру, не знающему этого языка, пришлось наизусть заучивать незнакомые фразы. Получилось все настолько достоверно, что вряд ли кто-то заподозрил Филозова в незнании французского.
После успеха в картине «Тегеран-43» талант Альберта Филозова еще много раз использовали для создания образов всяческих мерзавцев, негодяев, шпионов и т.п.
Альберт Леонидович признается, что были в его биографии и роли, за которые ему стыдно. Одна из таких – странствующий певец с гитарой Оскар в детском фильме «Расмус-бродяга» (1978), которую озвучивал за него Олег Даль. Актер вспоминает: «…меня пробовали нормально с моими неухоженными волосами, всклокоченная борода была наклеена. А потом почему-то, может редакторы заставили, режиссерша сделала из меня красавца. На меня надели парик белокурый, как потом выяснилось, от Дорониной. Шили на нее, но она забраковала. Можете себе представить. Накрасили мне ресницы. Ужас! И более того, еще меня озвучили Далем. Олег, когда меня встречал, ему было неловко несколько. А он звонко всегда разговаривает, а я такой мрачноватый, глуховатый. То есть смотреть я не могу на это». Возможно, Альберт Леонидович в чем-то прав, и роль во многом «не его», но многим зрителям картина, тем не менее, понравилась.
Были и роли, так сказать «на преодолении». Так в исторической ленте Сергея Юткевича и Леонида Эйдлина «Ленин в Париже» Филозов сыграл вожака анархистов. «Его должен был играть Андрей Миронов, но он то ли заболел, то ли что, Юткевич попросил меня. Совершенно ничего общего. То есть истерика сплошная, все время на крике, на выдохе таком. И вот это совершенно несвойственно. Я попробовал, несмотря на весь идеологизм фильма…», — вспоминает Альберт Леонидович. В 1983 году картина была удостоена Государственной премии СССР, но у зрителей особой любви не снискала и впоследствии «благополучно» забылась.
В 1987 году Альберта Филозова пригласили в Киев на съемки картины «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Популярному актеру предстояло сыграть сразу две главные роли: короля Артура и Мерлина. На вокзале актера встретила белокурая красавица Наталья, оказавшаяся заместителем директора картины. Филозов влюбился с первого взгляда и тут же назначил девушке свидание.
Филозов к тому времени как раз разводился со своей второй женой. Их отношения давно зашли в тупик, и единственное, что связывало супругов – это сын Андрей. Теперь же, когда мальчик вырос, можно было подумать и о личной жизни.
В Москву Альберт Леонидович возвращался уже с новой женой. Свою квартиру он оставил прежней семье, а сам с Натальей поселился в гримерке. Квартиру уважаемому артисту предоставили лишь после рождения в 1994 году дочери Насти. А в 1998 году у счастливых родителей родилась еще одна дочь – Анна.
Начало 90-х принесло в актив Альберта Филозова ряд интересных ролей. В первую очередь стоит отметить Алексея Юрьевича Силина в трагикомедии Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Ночные забавы». Герой Филозова попадает в щекотливую ситуацию – он застает свою жену с любовником, который является его начальником. Все это происходит на глазах у взрослой дочери. Актер гениально сыграл психологические метаморфозы своего персонажа, вызывая у зрителей целый спектр чувств – от сочувствия и жалости до презрения.
Среди других работ начала 90-х: полковник милиции Авдей Петрович Кафтанов в детективе «Последняя осень», Эндрю Бэйнс в приключенческой мелодраме «Одиссея капитана Блада», Клавдий Иванович в картине «Допинг для ангелов», профессор Хайд в фантастическом фильме «Ариэль», адмирал Дорон Тальвиг в детективе «Фирма приключений», граф Хотек в исторической ленте «Сыщик петербургской полиции» и другие.
К середине 90-х с развалом отечественного кинематографа ролей стало значительно меньше. Альберт Леонидович играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы» (куда перешел из театра Станиславского еще в 1989 году), а также занимался преподавательской деятельностью во ВГИКе и РАТИ. Впрочем, преподавательская деятельность особого удовольствия, по его собственному признанию, не доставляла.
Талант Альберта Филозова вновь стал востребован уже в новом веке. Стоит заметить, что актер достаточно критично подходит к предложениям. Снимается он регулярно, но при этом, как правило, в качественных лентах. К его несомненным удачам можно отнести роли в сериалах «Пятый ангел» (Моисей, отец Григория Плоткина) и «Бедная Настя» (Иван Иванович Корф, герой войны 1812 года), в исторической драме «Печорин. Герой нашего времени» по роману Ю.М.Лермонтова (полковник Ильяшенко), в многосерийном фильме «В круге первом» (дядюшка Аверин), в фильме Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по пьесе Островского (барин Нил Стратоныч Дудукин) и ряд других ролей.
Весьма плодотворно Альберт Леонидович работал в Театре «Школа современной пьесы». Зрители могли лицезреть его в спектаклях: «Дом» по пьесе Евг.Гришковца, «Вишневое варенье» по пьесе Л.Урицкой (Дюдо), «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, «Чайка» А.П. Чехова (доктор Дорн). В 2007 году Альберт Филозов дебютировал на сцене этого театра в качестве режиссера, поставив совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2*2=5».
Последние лучшие фильмы
Хранить вечно
Дюймовочка
Сверчок за очагом
Новогодние приключения(Новогодние приключения)
Одиссея капитана Блада
После распада СССР
После распада СССР многие советские актеры не нашли себе места в изменившемся кинематографе, фактически оставшись без работы. Этого нельзя сказать про Филозова, который был по-прежнему востребован.
Например, зрителям запомнились созданные им образы в барона Ивана Ивановича Корфа в сериале «Бедная Настя» и Моисея Абрамовича в многосерийной мелодраме «Пятый ангел». Он играет полковника Ильяшенко в телесериале «Герой нашего времени» по одноименному роману Михаила Лермонтова, дядюшку Авенира в экранизации романа Александра Солженицына «В круге первом».
Среди работ, в которых он снялся в последние годы своей жизни, нужно отметить мелодраму Глеба Панфилова «Без вины виноватые», сериал «Энигма», криминальную картину «Одесса-мама», мелодраму «Если любишь — прости».
В 2014 году он снимается в комедии Тимура Бекмамбетова «Елки 1914» в роли Василия Григорьевича.
В 2015 году выходит последняя картина с его участием под названием «Избранница».