Краткая биографическая справка
Родился Юрий Гребенщиков в славном городе Свердловске 12 июля 1937 года. Там же он окончил мужскую гимназию №65 и получил базовое среднее образование. В отличие от многих актеров, с детских лет мечтающих о большой сцене и кино, наш герой об этом даже и не думал.
Он много читал и любил играть со своим младшим братом Андреем. По его словам, у них была огромная библиотека. По вечерам они вместе садились и взахлеб читали книги, причем делали это вслух. Мальчики также активно занимались спортом, поднимали гири и штанги, много бегали и прыгали. Впрочем, вели себя как обычные дети своего возраста.
Борис Гребенщиков
Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).
Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года.
Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.
Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.
Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.
Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.
Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова
Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.
До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.
Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.
С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана, подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков.
В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко. Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.
В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.
Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.
После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.
Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».
В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.
В 1988 на вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.
Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».
В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).
В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы.
В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».
Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.
В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова.
В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.
22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».
В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2021 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2021 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».
В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.
В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».
Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях
В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».
В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».
В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».
В 2021 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».
Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным.
В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.
Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.
Награды Бориса Гребенщикова
Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».
Здоровье Бориса Гребенщикова
В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.
По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.
Весной 2021 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.
Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.
Комментируя болезнь в интервью, Борис Гребенщиков говорил: «К сожалению, на фоне чудовищного хронического бронхита у меня развился инфекционный вирус. За два дня голос оказался уничтожен полностью. Я ходил по врачам, лежал под капельницей, но это не слишком помогло. В начале концерта из-за несмыкания связок, по сути, не мог петь».
Политические взгляды Бориса Гребенщикова
После Евромайдана Борис Гребенщиков в отличие от многих российских рок-музыкантов часто выступал на Украине, этот факт, как и совместные фото БГ с Михаилом Саакашвили и Антоном Геращенко, сформировали общественное мнение в направлении того, что лидер «Аквариума» поддерживает Киев в конфликте с Россией.
По заявлению директора российского представительства Amnesty International Сергея Никитина, сделанному в конце 2015 года, Борис Гребенщиков более 10 лет охотно откликается на призывы этой организации выступить в защиту политзаключенных по всему миру и принимает участие в «марафонах» Amnesty International, в ходе которых участники «марафона» пишут письма властям тех стран, где люди страдают от нарушения прав человека. Подписи Бориса Гребенщикова, по словам Сергея Никитина, ускорили выход на свободу троих «болотных сидельцев», калининградских «узников флага» и помогли во многих других случаях. В 2015 году Борис Гребенщиков подписался под письмом к генпрокурору РФ с призывом принять срочные меры и отменить приговоры Олегу Сенцову, Александру Кольченко и Геннадию Афанасьеву, он призвал предъявить им надлежащие обвинения или освободить их.
В то же время Борис Гребенщиков в апреле 2021 года выразил готовность выступать не только на Украине, но и в Крыму, Донецке и Луганске. В этом интервью Борис Гребенщиков сказал, что ждет приглашения в Крым.
«После марта 2014-го нам не поступило ни одного разумного предложения по гастролям. Сделают — поедем с большим удовольствием. Хочу этого и жду, у меня ведь полжизни прошло в Крыму. Мы и в Луганске с Донецком готовы выступить, если грамотно организуют наш концерт, обеспечат все необходимое для выступления», — заявил музыкант.
В ответ на предположение журналиста, что Киев после поездки в Крым будет для «Аквариума» закрыт, Борис Гребенщиков заметил: «Разумные люди всегда найдут возможность договориться, а с придурками общаться не собираемся. Мы же не к политикам едем, а к зрителям, которых за эти годы и на Украине меньше не стало, уверяю вас».
После этого на Бориса Гребенщикова обрушилась критика уже с украинской стороны.
Личная жизнь Бориса Гребенщикова
Первая жена Бориса Гребенщикова — Наталья Козловская (1976). Разошлись в 1980 году. От первого брака у Гребенщикова дочь Алиса (род. 1978).
Внук (сын Алисы) — Алексей Сергеевич Дондурян (род. 2008).
Вторая жена Бориса Гребенщикова — Людмила Шурыгина (1980). Она художник, но работала уборщицей в 222-й школе. Разошлись в 1989 году. Ребенок от второго брака — сын Глеб (род. 1984).
Внучка — Алиса Глебовна Гребенщикова.
Третья жена Гребенщикова — Ирина Титова. Ее сын от предыдущего брака — Марк Александрович Титов — музыкант нескольких независимых групп, пишет электронную музыку под именем Bio C. Борис удочерил дочь Ирины — Василису Гребенщикову, она — художник.
Как сообщается в FAQ официального сайта группы «Аквариум», Гребенщиков не является приверженцем какой-либо определенной религии. В начале 1990-х годов Борис Гребенщиков увлекся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно Борис Гребенщиков посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама — «великолепный человек».
Гребенщиков иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России.
Борису Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой, из современных писателей — Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Любимые фильмы Гребенщикова — «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса». Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles.
Серьезное влияние отца
Как и в большинстве обычных семей, в чете Гребенщиковых самым авторитетным был отец мальчиков. В прошлом он фронтовик, который любил шутить и рыбачить. Отец славился своим жестким и настырным характером, а также оказал огромное влияние на будущего артиста.
Сам Юрий Гребенщиков всегда старался ему подражать. Мальчик следовал за папой по пятам, ходил вместе с ним на рыбалку. А поскольку отец был еще и геологом, то мальчик частенько покидал дом и отправлялся с ним в экспедицию. Во время путешествий он много думал, мечтал и всячески помогал отцу. Тот же, в свою очередь, предполагал, что сын пойдет по его стопам и станет исследователем. Однако этого не произошло.
Отрывок, характеризующий Гребенщиков, Юрий Сергеевич
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять. – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона. – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими. Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад. – Ну, бг’ат, тепег’ь поедем обсушимся, – сказал он Пете. Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова. – Ну где пг’опадал? – сказал Денисов. – Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом. – Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?.. – Взять то взял, – сказал Тихон. – Где ж он? – Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму. – Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг’ивел? – Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо? – Эка бестия!.. Ну?.. – Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
Первые мысли о сцене
Так уж совпало, что среди друзей Юрия был мальчик, который любил театр и искусство. Однажды он записал нашего героя в небольшой театральный кружок в местном дворце пионеров. С тех самых пор Юрий Гребенщиков в буквальном смысле влюбился в театр. Благодаря настойчивости своего одноклассника и воле случая, юноша не просто появился на сцене, но и стал петь. По рассказам брата актера, Юрий обладал прекрасным голосом и великолепно играл на гитаре, поэтому ему стали давать роли, где нужно было петь.
Общий портрет Гребенщикова
Это сегодня Юрий Гребенщиков – актер, о котором многие говорят с большим уважением и любовью. Но раньше он был обыкновенным подростком с веселыми, но голодными глазами, взъерошенными волосами и редкой юношеской бородкой. Именно так о нем отзывается одна из подруг юности. Женщина описывает его как довольно симпатичного и милого молодого человека, который пользовался огромной популярностью у противоположного пола.
В отличие от других, Юрий не бравировал своей внешностью, наоборот, он был скромным, сдержанным и молчаливым, ценил доброту и дружбу. Его уважали в коллективе и ценили.
Дальнейшая учеба по профессии
В 1955 году Юрий Гребенщиков (актер театра и кино) попал в расположение выездной комиссии, пригласившей его в Школу-студию МХАТ. Учеба давалась герою нелегко. Часами он зазубривал материал и работал над произношением. Но так как его обучением занимался довольно известный деятель искусств Станицын, ему почти все удавалось.
По окончании школы Юрий Сергеевич решил продолжить свое обучение. В конечном счете его выбор пал на Московский драматический театр имени Станиславского. Подав документы, Гребенщиков с легкостью сдал экзамены. В 1959 году он поступил в заветный вуз и продолжил осваивать нелегкое актерское ремесло.
То были страшные и голодные времена студенческой жизни, рассказывает один из бывших сокурсников артиста. Все, включая Юру, жили на стипендию и экономили на всем. Самым страшным днем считалось воскресенье, так как денег занять было практически не у кого. Однако студенты не падали духом, хотя и переживали не лучшие времена. То же испытывал и Юрий Гребенщиков (фото его можно найти в статье).
Юрий Гребенщиков
День рождения: 12.07.1937 года Дата смерти: 14.05.1988 года Гражданство: Россия
Феномен Гребенщикова («Уральский следопыт», №3, 2004 г.)
25 января 1988 года в день рождения Владимира Высоцкого в ресторане ВТО на Пушкинской площади в Москве (теперь это здание сгорело) собралась актерствующая и пишущая братия. Среди присутствующих оказались двое, пути коих самым трагичным образом столкнутся буквально через два часа после застолья. А пока один из них, заслуженный артист России Юрий Гребенщиков рассказывал собравшимся о том, как приятельствовал с Высоцким, будучи студентом школы-студии МХАТ. (Владимир учился на курс позже Юрия.) Другой, очень известный поэт, вспоминал, как вместе с бардом участвовал в литературных вечерах.Наконец стали расходиться. Гребенщиков отправился домой пешком. Недалеко от станции метро «Сокол» его сбил автомобиль, который с места происшествия скрылся.
Последний выход
А пока один из них, заслуженный артист России Юрий Гребенщиков рассказывал собравшимся о том, как приятельствовал с Высоцким, будучи студентом школы-студии МХАТ. (Владимир учился на курс позже Юрия.) Другой, очень известный поэт, вспоминал, как вместе с бардом участвовал в литературных вечерах. Юрий Гребенщиков в фильме «Следствие ведут знатоки. Бумеранг»25 января 1988 года в день рождения Владимира Высоцкого в ресторане ВТО на Пушкинской площади в Москве (теперь это здание сгорело) собралась актерствующая и пишущая братия. Среди присутствующих оказались двое, пути коих самым трагичным образом столкнутся буквально через два часа после застолья.
Однако одна пожилая москвичка, оказавшаяся неподалеку, сумела запомнить номер. Водитель был установлен. Им оказался тот самый обитатель Парнаса.
В связи с этим хочу процитировать письмо жены Юрия Гребенщикова актрисы Натальи Федоровны Орловой, которое она мне прислала.»Мне кажется, что все, что хотел сказать Юра людям, он сделал в своих ролях, в кино и особенно в театре. А сообщать о каких-то личных вещах, не знаю… думаю, он не одобрил бы. Он был очень чистым, скромным, совестливым человеком, талантивым от Бога.
С Юрой Гребенщиковым они учились вместе в 65 школе и сблизились в 9-м классе. Юрка Дерягин не мог, конечно, не привести своего нового друга в заветный храм творчества.Дружба двух Юриев продолжалась всю их жизнь.
Однокурсники, коллеги, друзья
— С Юрой мы познакомились на приемных экзаменах в школу-студию МХАТ во время гастролей прославленного коллектива в Свердловске в 1955 году, — рассказывает народный артист России Альберт Филозов, актер театра «Школа современной пьесы». — Третий тур проходил в помещении учебного театра — бывшем ТЮЗе. Среди зачисленных оказались я и Гребенщиков. Он был очень хорош собой: красивый, рослый, спортивный, глаза с поволокой. Девочки засматривались на его. В столице мы жили только на стипендию. Самый страшный день- воскресенье, потому что не у кого денег занять. Наше общежитие размещалось в бывших казармах, где во время Первой мировой войны содержали пленных австрийцев. Это были двухэтажные бараки рядом с Рижским вокзалом, с зарешеченными окнами, которые, казалось, вот-вот развалятся от старости. Тем не менее, помимо ребят из школы-студии МХАТ, здесь жило большое количество студентов училищ имени Щукина, имени Щепкина, а также ГИТИСа. И вот мы шли к коменданту — это была женщина, и занимали у нее 25 рублей. На эти деньги можно было купить пачку пельменей, банку печени трески (сейчас деликатес, а тогда — самые дешевые консервы), буханку черного хлеба и бутылку водки. Мы наедались, а следующую неделю опять жили впроголодь. Иногда ходили на Рижский вокзал воровать арбузы.Юрий Гребенщиков
Позволю себе прервать воспоминания прославленного актера с тем, чтобы процитировать один из документов той поры.
«Директору студии МХАТ Радомысленскому. «Уважаемый Михаил Захарович! Дирекция центрального Дома актера Всероссийского театрального общества приносит вам горячую благодарность за показ этюдов по движению и сценическому фехтованию в исполнении студентов вашей студии 22 апреля 1959 года. У него был удивительно красивый певческий голос, но, к сожалению, этот его дар очень редко использовался на театре. Никогда не стремился ни к каким регалиям. Как-то отказался от роли у Бори Морозова в пьесе Солнцева «Поверю и пойду». И Борис, и Товстоногов стращали его: «Отзовем звание!» Но он ответил: «Папа у меня умер, а мама и так любит». Резникову, Г. Гамлеклидзе, В. Невинному, Ю. Гребенщикову, А. Филозову, А. Лазареву, А. Ромашину, В. Кашпур, Н. Скомороховой и концертмейстеру Ю. Грюнберг. Директор центрального дома ВТО, народный артист СССР Михаил Жаров» Так что не смотря на бытовую неустроенность друзья добивались неплохих результатов в учебе.
Распределили нас обоих в Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого был народный артист СССР Михаил Яншин, а позже Львов-Анохин, — продолжает свой рассказ Альберт Филозов. — С тех пор долгие годы работали вместе. Вскоре в театр пришли молодые талантливые режиссеры: Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз, Борис Морозов. Райхельгауз начал ставить «Взрослую дочь молодого человека» Виктора Славкина.7. Предисловие к битве — 19828. Профессия — следователь — 1982 Вскоре «ушли» и его. Тогда руку помощи протянул Юрий Петрович Любимов. Он пригласил Васильева на Таганку и предложил ему взять с собой 10 актеров. Он прекрасно исполнял в собственном сопровождении на гитаре оперные арии. Поэтому в спектаклях ему стали поручать роли с пением. В начале пятидесятых в студии Диковского занимались и Александр Демьяненко, и Леонид Неведомский, которые, так же, как и Гребенщиков, впоследствии завоюют всесоюзную славу и признательность.»Представь себе заросшую редкой бороденкой морду, с растрепанными волосами и голодными мутными глазами…» Так уничижительно Юра нарисовал свой портрет через месяц после начала учебы в студии МХАТ, — вспоминает подруга юности по Дворцу пионеров, тележурналист Нина Ерофеева. — Вообще-то он был красивый мальчик: прямой нос, брови — вразлет, серые глаза с махровыми ресницами, хорошие, плотно посаженные зубы, твердо очерченные губы, но внешностью своей не бравировал.
— Безусловно. Иногда я просматриваю видеозаписи наших с ним спектаклей. И нахожу фальшь практически у всех — себя-то я вообще видеть не могу. Единственный, у кого этого нет — Юрий. Он был естественный во всем и не одинаковый. Вообще подлинность- это его чисто российское, национальное качество. Если и было лицедейство, то в душе, а не в мимике. Ни у кого из своих партнеров я не ощущал такого чувства правды. С ним можно было пойти в разведку. Он одеяло на себя никогда не тянул. Будучи ярким, выразительным, он, тем не менее, отдавал всего себя, не жалея, партнеру. Вспоминается эпизод из «Взрослой дочери», когда вырубали свет (так было задумано!) и он говорил: «Эх, ребята, собраться бы вот так вот, встретиться, поболтать!» И Юра плакал. Только я это видел. Он делал это не на зрителя (что можно различать в полной темноте!), а потому, что жил без выхода из роли, из состояния. Это очень редкая черта.
В доме Гребенщиковых часто бывали его коллеги- геологи. Папа брал Юру с собой в экспедиции, где тот всячески помогал ему. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет геофизиком.
С другой стороны, как актер он состоялся. Гребенщиков работал с одним из самых лучших театральных режиссеров нашей страны — Васильевым, и был от этого счастлив.
Уральское детство
Школьные годы Юрия Гребенщикова прошли в Свердловске. Семья жила на улице Сакко и Ванцетти, 114.
«У нас была хорошая библиотека, — вспоминает младший брат артиста Александр. — Вечерами с Юрой мы садились у натопленной печки, брали в руки любимые книги и запоем читали. Брат учился в мужской гимназии №65, активно занимался спортом: штангой, гирями. Был, как и отец, заядлым рыбаком».
Отец, Сергей Георгиевич, фронтовик, оказывал на Юру огромное влияние.Думаю, к моим словам присоединятся наши однокашники, известные актеры московских театров Вячеслав Невинный, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова, Алина Покровская, Владимир Кашпур.— Переживал ли он по поводу того, что не имел столь бешеной популярности в кино, как они?
— Думаю, что да, хотя и не показывал этого. Но… одноклассник, друг и тезка Гребенщикова Юрий Дерягин как-то привел его в драматический кружок Дворца пионеров по руководством Леонида Диковского. Так он «заболел» театром. У Юрия был хороший голос. Юра оказался в их числе и какое-то время работал там. Я, не уходя из театра Станиславского, приходил к ним на репетиции. Таким образом, был выпущен спектакль по пьесе Виктора Славкина «Сорсо». — По-вашему, существует ли феномен Гребенщикова? Если бы не он, Юре Гребенщикову, наверное, и в голову бы не пришло прийти в искусство. Не было у него никакой тяги к актерствованию, к участию в самодеятельности. Все решил за него Юрка Дерягин. В него влюблялись девочки из Дворца пионеров и одноклассницы, он благосклонно и нежно отвечал на их чувства. Но ценил и просто дружеские, товарищеские отношения. Вспоминая «дворцовскую» пору, которая стала для всех нас самой светлой страницей в жизни, нельзя не сказать о Юрином друге — его тезке Юрии Дерягине. Был сдержанным, немногословным. Что особенно его отличало от других мальчишек — истинно мужская снисходительность и великодушие. Даже улыбка у него была какая-то застенчиво-великодушная. Но я благодарна А. Васильеву за то, что он дал Юре возможность взлететь. И он так и ушел из жизни на взлете…2. Степень риска — 19683. Сашка — 1981Но этого Юрий уже не узнает никогда. Он умрёт 14 мая 1988 года, так и не приходя в сознание. Ему было 50 лет. Коллеги и друзья будут помнить Гребенщикова и собираться на его могиле.
Юрий к тому времени создал новую семью с актрисой Натальей Орловой, у него родился сын. Однажды Гребенщиков спешил в театр на репетицию. Вдруг в метро на одну ступеньку экскалатора рядом с ним встал Алексей Симонов, который к тому времени уже не жил с Бган, и сказал: «Ольга умерла». ( В последнее время она много пила, и это существенно сказалось на ее здоровье и личной жизни). Приезжая в Москву в командировку, старалась поддержать, подкормить бедного студента. Как же трудно ему тогда жилось! Из письма в Свердловск: «Денег нет. Желудок поет печальную песню, и челюсти соскучились по сильным мышечным движениям желваков. Солсиски с капустой стоят 3 рубля 45 копеек.15. Лётное происшествие — 198616. Воительница — 1986 С «Горячего сердца» чуть живой ушел, чуть-чуть и отпал бы от смеха. Станицын, Яншин, Шевченко, Грибов! Я до сих пор поверить не могу, что учусь в этой студии…»
Приятно было узнавать из писем, как растет наш друг, как трудится его душа.
«Я ощущаю его поддержку»
Он станет мужем известной в те годы артистки Ольги Бган, снявшейся в фильмах «Человек родился», «За витриной универмага», «Маленький принц».»Сыграть командира Медведева в фильм «Отряд особого назначения» я пригласил именно Гребенщикова, потому что он подходил на эту роль по внешним данным, — делится своими впечатлениями режиссер Свердловской киностудии Георгий Кузнецов. -Фильм контролировался КГБ, и решающее слово в выборе актеров было за ними. Но это серьезное ведомство Гребенщиков устраивал по всем параметрам. Это был очень толковый, дисциплинированный артист. Алексей в ответ на это сделает красивый жест и предложит ему деньги на кооператив. Однако Гребенщиков не возьмет их. Вот что значит широкая русская натура, независимая, гордая и благородная.
Прошло несколько лет. И мама Ю. Дерягина — добрейшая Лариса Гавриловна считала Ю. Гребенщикова своим вторым сыном. Они вместе пошли ее хоронить.
Интимная жизнь творческих людей всегда вызывала неподдельный интерес. В последнее время по этому поводу идет такой поток откровений, что просто оторопь берет.Гребенщикова в бессознательном состоянии поместили в госпиталь имени Бурденко. Реаниматологи начали борьбу за его жизнь. Коллеги — московские артисты, а также екатеринбургские друзья детства и юности собирали деньги на дорогие лекарства, чтобы купить их за рубежом, потому как в те годы у нас таких препаратов не было, дежурили у его постели…
Мы просим передать огромную благодарность режиссеру-постановщику А.П. Немировскому, студентам А. Покровской, А. И остался при своем. Он многого не сыграл из того, что хотел. Знаю, что он мечтал о Феде Протасове. Это был удивительный человек, наделенный от природы многими дарами. Не учась, он бойко «бацал», как тогда говорили, на фортепиано, лихо «рвал» струны гитары, пел, писал стихи, был чрезвычайно начитанным… Но особый его талант — бесконечная щедрость, широта души и общительность. Три роли в спектаклях «Васса», «Взрослая дочь», «Сорсо»- такие разные, но замечательные. Но он с нами. И, должна вам сказать, я ощущаю его поддержку. Юра любил свою семью, был нежен, но, вместе с тем, строг с сыном. Кириллу 30 лет, он актер, работает в театре у Васильева. И еще у Юры есть внучка- Полина Гребенщикова, ей девятый год».
КГБ он устроил по всем параметрам
Зрители запомнят Юрия по ряду интересных кинокартин с его участием: «Грачи», «Профессия- следователь», «Прошлым летом в Чулимске».
В их совместной жизни было все: взаимные искренние чувства и ревность, ссоры и примирения. После развода с Гребенщиковым Бган выйдет замуж за сына Константина Симонова Алексея. Юрий уйдет в общежитие, оставив своей бывшей жене двухкомнатную квартиру, которую ему дали в театре. Некоторые служители Мельпомены начинают предлагать свои варианты трактовки образа только для того, чтобы им досталось побольше экранного времени. Юрий Сергеевич прежде всего стремился понять, что необходимо режиссеру и делал это безукоризненно точно.
Эпитафия
В некрологе, опубликованном в газете «Советская культура» 17 мая 1988 года, который подписал режиссер с мировым именем Анатолий Васильев, говорится: «Последние десять лет творческой жизни Ю.С. Гребенщикова связаны с группой создателей спектаклей «Первый вариант Вассы Железновой», «Взрослая дочь молодого человека» и «Сорсо», где Юрий Сергеевич сыграл лучшие свои роли. В театре, где работал в последние годы Гребенщиков, все равны перед законами искусства. И, тем не менее, сегодня думается об уникальности этого артиста. Юрия Сергеевича отличали редчайшая профессиональная самоотверженность, ежечасная готовность и способность к творчеству. Грачи — 19826. Ещё до войны — 1982
Фильмография:
Вокруг него всегда роились друзья-приятели, которым он отдавал все, что умел и имел. Придя сам в драмколлектив, он испытал потребность поделиться радостью своих новых впечатлений, открытий с дворовыми мальчишками с Пушкинской, 9 и привел больше двух десятков уличных пацанов в белоколонный дворец. И что интересно, всем нашлось занятие — кто не вышел на сцену, стали установщиками декораций, реквизиторами или просто постоянными зрителями наших великолепных спектаклей.
4. Валентина — 1981
5. Может быть, самые ценные в сегодняшнем театре качества».1. Бухта Елена — 1963
Управление культуры очень хотело выжить этих молодых людей из театра. Но поскольку художественным руководителем их курса был народный артист СССР, лауреат всевозможных премий, коммунист Андрей Алексеевич Попов, подступиться к ним было ох как трудно. Тем не менее, сумели уволить Райхельгауза. Постановку пришлось довершить Васильеву.
9. Ненаглядный мой — 1983
10.17. Следствие ведут знатоки. Дело N20. Бумеранг — 1987 — Подкидин
13. Затянувшийся экзамен — 1986
14. Игорь Саввович — 1986
Ну, куда же это годно?! Лучше не вспоминать…» Но при этом: «Мастерство» идет хорошо — во всяком случае, Карев (педагог) доволен. Хожу на все спектакли МХАТа. Видел вчера «Пиквикский клуб». Спектакль колоссальный! Массальский играет здорово! Вообще МХАТ — лучший из театров во всем Союзе. «Три сестры» просто потрясли, да, потрясли меня! Я даже слезки пустил.
Лучшие годы — 198411. Третий в пятом ряду — 198412.Грубая посадка — 1985
18. Даниил — князь Галицкий — 1987 — Авдей
19. Отряд специального назначения — 1987
20. Взрослая дочь молодого человека — 1990
Похожие материалы:
Нет похожих материалов…
Юрий Гребенщиков (актер): фото, роли в театре и кино
За время своей удачной актерской карьеры Гребенщиков сыграл во многих спектаклях. Его приглашали в «Первый вариант «Вассы Железновой»» (А.А. Васильева). Играл он и во «Взрослой дочери молодого человека».
По наставлению режиссера в начале 1982 года Юрий перешел в Московский театр на Таганке, где долгое время репетировал в «Серсо». Напомним, что премьера этой замечательной пьесы состоялась летом 1985 года.
Снимался актер и во многих фильмах. Например, его успешная игра была о, «Степени риска», «Грачах», «Валентине», «Воительнице», «Летном происшествии», «Отряде специального назначения» и других кинофильмах.
Фильмография
- 1963 — Бухта Елена
- 1968 — Степень риска — Олег Петрович
- 1980 — Перед ужином (телеспектакль) — Илларион Николаевич Егоров
- 1981 — Сашка
- 1981 — Валентина — Афанасий
- 1982 — Грачи — Андрей Грач
- 1982 — Ещё до войны — Пётр Артемьевич Колотовкин
- 1982 — Предисловие к битве
- 1982 — Профессия — следователь — Пётр Раков, уборщик на вокзале
- 1983 — Ненаглядный мой
- 1983 — Человек из страны Грин — Орт Галеран
- 1984 — Лучшие годы
- 1984 — Третий в пятом ряду
- 1985 — Грубая посадка
- 1985 — Серсо. II акт (телеспектакль) — Владимир Иванович
- 1986 — Затянувшийся экзамен
- 1986 — Игорь Саввович
- 1986 — Воительница
- 1986 — Лётное происшествие — Петушенко
- 1987 — Следствие ведут знатоки. Бумеранг / Дело № 20 — Подкидин
- 1987 — Даниил — князь Галицкий — Авдей
- 1987 — Отряд специального назначения — Дмитрий Медведев
Несколько слов о личной жизни актера
Невзирая на великолепную актерскую карьеру, Юрий Гребенщиков (личная жизнь его на тот момент оставляла желать лучшего), не зацикливался на серьезных отношениях. Все его общение с противоположным полом сводилось к дружбе, легкому флирту и мимолетной влюбленности. Но реальной привязанности к кому бы то ни было у актера не наблюдалось.
Все изменилось, когда Юрий встретил актрису Ольгу Бган, игравшую в кинолентах «За витриной универмага» и «Человек родился». В их отношениях было много любви, ревности, ссор и откровений. Они долго встречались и после поженились, хотя этот брак был очень коротким. Испытав определенные разочарования, влюбленные расстались. Ольга тут же вышла замуж за Алексея Симонова, а Юрий просто тихо ушел, оставив супруге свою квартиру.
Позднее Гребенщиков женился на Наталье Орловой. В этом браке родился сын Кирилл. Много лет спустя появилась на свет и первая внучка Полина.
Личная жизнь и смерть
Юрий Гребенщиков был дважды женат. Первой супругой стала актриса Ольга Бган, знаменитая по фильму «Человек родился». Этот союз не продержался долго и оказался бездетным. После очередной ссоры бывшие влюбленные развелись, при этом Юрий благородно оставил бывшей жене свою московскую квартиру.
Через некоторое время Гребенщиков женился во второй раз на актрисе Наталье Орловой, работавшей в театре Станиславского. Брак оказался удачным, и в нем родился сын Кирилл, впоследствии тоже ставший актером.
Жизнь Юрия Гребенщикова трагически оборвалась в 1988 году: его сбил автомобиль, за рулем которого находился его знакомый, поэт Александр Межиров, с которым они встречались незадолго до этого. Актер впал в кому и скончался спустя четыре месяца в больнице. Юрия Гребенщикова похоронили на Долгопрудном кладбище.
Непредвиденная ситуация и смерть актера
В конце января 1988 года Юрий был приглашен на юбилей Высоцкого. Возвращаясь домой, артист был сбит легковым автомобилем. Его травмы оказались несовместимы с жизнью. Спустя некоторое время после столь трагического происшествия Гребенщиков скончался, так и не вернувшись в сознание.
Юрия Сергеевича похоронили на Южном (Долгопрудненском) кладбище. А немного позже на телеэкраны вышла телепередача из серии «Чтобы помнили». Она рассказывала о нелегкой жизни актера и его творческом пути.
Смерть
25 января 1988 года Юрий Сергеевич возвращался домой с творческого вечера, посвященного памяти Владимира Высоцкого в ресторане на Пушкинской площади. Причем сидели они вместе с поэтом Александром Межировым, шутили, общались. Потом Гребенщиков, решив прогуляться, неспешно пошел пешком в сторону дома.
Александр Межиров
У метро «Сокол» на него наехала машина – за рулем оказался Александр Межиров. В деле, которое открыли, было много нестыковок и противоречий: говорили даже, что Межиров скрылся с места происшествия и был подвыпивший. Однако дочь поэта опровергает эти домыслы.
Могила Юрия Гребенщикова
Смерть наступила не сразу. Актер 4 месяца пролежал в бессознательном состоянии и умер по причине полученных травм, не приходя в сознание, 14 мая 1988 года.
Могила народного любимца находится на Долгопрудненском (Южном) кладбище.