- 9 Апреля, 2019
- Искусство
- Анна Грибоедова
Айседора Дункан — одна из самых известных танцовщиц рубежа XIX-XX веков. Но в России ее знают как жену поэта Есенина. И хотя Айседора была любимицей публики, ее жизни сложно назвать счастливой. Но танцовщица никогда не унывала, отдавая все свои силы любимому из искусств. Ее жизненный путь — это череда бедности, потерь, любви и трагедий, но она стойко переносила все выпавшие на ее долю трудности. Расскажем в этой статье подробнее о биографии и личной жизни Айседоры Дункан. Фото известной танцовщицы вы также сможете увидеть ниже.
Семья и раннее детство
Примечательно, что сама танцовщица была фаталисткой и верила, что ее судьба изначально предрешена. Она с вниманием относилась к всевозможным суевериям и пророчествам, которые нередко сбывались. Череда лишений и бедность — это то, что кратко может охарактеризовать раннюю биографию Айседоры Дункан. Жизнь ее в те времена была довольно трудной. Будущая танцовщица родилась в 1877 году в городе Сан-Франциско. Ее отец был банкиром, но богатство это его семье не принесло. Вскоре после рождения дочери он сбежал со всеми деньгами своих вкладчиков в неизвестном направлении. Мать была вынуждена воспитывать маленькую Айседору, двух старших братьев и сестру самостоятельно. Но перед тяготами жизни женщина не сдалась, упорно работая, чтобы поставить своих детей на ноги. Она не только хотела прокормить и одеть их, но и оплатить им образование.
Сама же Айседора была подвижным и живым ребенком, которому сложно было усидеть на месте. Она начала танцевать еще в 2 года. А когда ей исполнилось 6 лет, маленькая девочка открыла импровизированную танцевальную школу, куда приглашала всех соседских детей. Все движения, которым она их учила, Айседора придумывала самостоятельно. С 12 лет девочка начала брать деньги за свои уроки, чтобы помогать матери. А вот с учебой у нее дела обстояли хуже. В 13 лет она и вовсе бросила школу, чтобы посвятить все свое время изучению танцев, музыки и других искусств.
Любовь к танцу
В 1895 году вместе с семьей она переезжает в Чикаго, где начинает полноценно выступать перед публикой. Но и успех не пришел к ней сразу. В те времена популярностью пользовались балерины. Но балету Айседора никогда не училась, потому что у ее семьи не было денег на пуанты. Впоследствии она говорила, что не любит его, потому что в нем нет души. По ее мнению, балет — это череда заученных механических движений, в которых нет жизни и страсти. Сама же Айседора почти всегда танцевала босиком. Сначала зрители скептически относились к подобным новшествам, но затем это стало ее изюминкой.
Выступая, она вдохновлялась античным искусством. Поэтому выходила танцевать в легкой тунике на голое тело. Волосы она всегда распускала, а движения ее были хаотичными и простыми. Но ее чувственность полюбилась публике, и девушку стали называть «экзотической диковинкой».
Ниже вы можете увидеть фото Айседоры Дункан, биография которой приводится в этой статье.
Творчество
Используя систему Ф. Дельсарта, создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета и помогло реформе академического танца.
Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего.
Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если моё искусство символично, то символ этот— только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства
». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителей, импульсом для появления танца должен стать язык души.
Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе— абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели.
Дункан поставила перед собой задачу по созданию «танца будущего», который должен был стать результатом «всего того развития, которое человечество имеет за собой». Главным его источником послужила античность, по известному выражению В. Светлова, Дункан явилась «Шлиманом античной хореографии».
Первые успехи
Айседора танцевала в театрах и ночных клубах Чикаго и Нью-Йорка, но уже скоро ей захотелось чего-то большего. Уже в начале XX века она вместе с семьей перебирается в Европу, где ее оригинальные танцы быстро приглянулись высшему обществу. Сначала она осела в Лондоне, где выступала в домах состоятельных семей, зарабатывая большие суммы. А затем переехала в Париж. Но краткая биография Айседоры Дункан не была бы полной без ее встречи с другой известной танцовщицей — Лои Фуллер, которая тоже была родом из Америки. Они имели общие взгляды на танец, поэтому быстро подружились. Именно Лои надоумила Айседору отправиться в гастрольный тур по Европе, сделавший в последствии ее знаменитой на весь мир.
Роковой шарф танцовщицы
14 сентября 1927 года Айседора вышла из дома в последний раз в своей жизни. Тогда на ее шее был повязан шелковый алый шарф с красивым изображением птицы. Он был необычайно длинным, и когда артистка садилась в автомобиль, шарф зацепился за колесо и затянул петлю на ее шее. Несчастная женщина погибла мгновенно.
Сам шарф подарила Айседоре ее подруга — Мери Дести. Совпадение или нет, но подарок был преподнесен в день рождения покойного сына Дункан — Патрика.
Знаменитая танцовщица Айседора Дункан прожила всего сорок девять лет, она похоронена в Париже, на кладбище Пер-Лашез.
Гастроли в Европе и признание
Описывая биографию Айсеоды Дункан, нельзя не упомянуть и о ее путешествии в Грецию. Состоялось оно в 1903 году. Танцовщица всегда увлекалась античной культурой, поэтому и мечтала побывать в этой стране. В Греции она на собственные средства инициировала строительство храма, где должны были проводиться танцевальные занятия. Примечательно, что он существует до сих пор. Сама Айседора часто выступала в этом храме. На сцене ее окружал хор мальчиков до 10 лет, которых она отбирала собственноручно. С ними же она и отправилась на свои европейские гастроли. Дункан выступала в Лондоне и Париже, Вене и Берлине.
Получив должное признание, Айседора решила осесть в Германии, где купила для себя и своей семьи виллу. А в 1904 году она основала неподалеку от Берлина школу танцев для девочек, где сама преподавала им основы своего оригинального танца.
Концерты в России
Биография Айседоры Дункан тесно связана с Россией. Танцовщица впервые посетила ее еще в конце 1904 году, когда приехала в Санкт-Петербург и Москву на гастроли. Она провела здесь несколько месяцев и даже успела познакомиться со Станиславским. С новыми гастролями танцовщица вернулась в Россию только в 1913 году. В Санкт-Петербурге и Москве у нее было огромное количество поклонников и почитателей, в том числе и из состоятельных семей. Некоторые из них последовали ее примеру и тоже открыли свои школы, где обучали детей пластическому танцу, который придумала Айседора.
Ужасное предсказание
В 1905 году Л. Бакст, русский художник, увлекавшийся хиромантией, предсказал уже знаменитой Айседоре, что ее ждет грандиозный успех и слава, но при этом она лишится двух самых любимых существ. Это предсказание было своего рода, проклятие Айседоры Дункан. В начале 1913 года Айседора Дункан отправилась на длительные гастроли в Россию. Уже, будучи в самой холодной стране Европы ее начали преследовать ужасные видения. То она слышала звуки похоронных маршей, то видела сквозь пелену падающего снега два детских гробика насыпанных посреди сугробов.
К огромному сожалению танцовщицы, этим предчувствиям было суждено оправдаться. После гастролей по России Дункан приехала в столицу Франции Париж с целью повидаться с отцом дочери — Парисом Зингером. Однажды, во время нахождения в танцевальной студии при одном из парижских театров, перед ней внезапно пробежали три совершенно черные кошки. А вернувшись в свою уборную, танцовщица увидела забытую неизвестно кем книгу, печально известную — «Ниобея, оплакивающая собственных детей». Айседора понимала, что все эти знаки являются предвестниками страшной беды. И она не ошиблась. Вскоре к ней пришел Зингер с ужасным известием. Авто, в котором находились дети Айседоры вместе со своей няней, потеряв управление, утонул в Сене.
Яркие романы
Биография и личная жизнь Айседоры Дункан тесно связаны между собой. Исполняя чувственные танцы в откровенных нарядах, она всегда была любимицей мужчин. Но Айседора не спешила заводить с ними бурные романы. До 25 лет она отвергала всех своих поклонников, считая, что должна посвятить свою жизнь искусству, а не плотским утехам. Но еще в Чикаго она влюбилась польского художника, который был старше ее в 2 раза. Ему было 45 лет. Мужчина обещал жениться на ней, но впоследствии выяснилось, что в Польше у него уже есть жена. Именно после этого Айседора поспешила покинуть США и отправилась покорять Европу.
В Париже Айседора встретила малоизвестного актера Оскара Бережи, в которого сразу влюбилась. Но их роман продлился недолго, потому что мужчине надоело быть тенью своей популярной возлюбленной.
В Берлине Айседора познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом. Их отношения продолжались в течение нескольких лет, и они даже жили вместе. Дункан родила от него свою первую дочь, но мужчина так и не решился жениться на известной танцовщице. Вскоре он и вовсе ушел от нее к своей бывшей любовнице.
Айседора тяжело переживала этот разрыв, с головой уйдя в работу. Ее следующему возлюбленному пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее сердце. Миллионер Пэрис Зингер был готов потратить огромные средства, чтобы расположить ее. Он присылал ей меха и бриллианты, огромные букеты, пока Айседора не сдалась. Вместе они прожили несколько лет, и танцовщица даже родила мужчине сына. Но их отношения быстро развалились из-за ревности Зингера. Он хотел, что Айседора оставила сцену, а она без нее не представляла своей жизни.
Трагическая гибель детей
Биография Айседоры Дункан наполнена множеством трагических событий, но главным из них стала гибель всех ее детей. Танцовщица очень любила своих сына и дочь и нередко задумывалась о том, чтобы оставить сцену ради их воспитания. Но никак не могла решиться, хотя и была к ним сильно привязана.
Но в 1913 году случилась страшная автомобильная авария. Водитель, который вез обоих детей на прогулку, не справился с управлением. Машина упала с моста в реку, а из-за контакта с водой ее двери заклинило, поэтому никто не смог выбраться. Айседора была убита горем, когда узнала об известии. Вскоре она и вовсе слегла с горячкой. Чтобы подправить ее здоровье, врачи отправили ее на курорт, но душевное равновесие ей это не вернуло. Она вознамерилась завести еще одного ребенка, которого родила в 1914 году. Но матерью ей стать было не суждено. Новорожденный мальчик скончался всего через несколько часов после родов.
А Айседора решила усыновить нескольких своих учениц-сирот, которым преподавала танцы в школе.
Айседора Дункан и Есенин
Биография танцовщицы не была бы полной без описания ее яркого романа с советским поэтом Есениным. С ним она познакомилась в октябре 1921-го. В этом же году она переехала на постоянное место жительства в СССР. Сюда ее пригласил Луначарский, который обещал проспонсировать ей открытие собственной школы. Айседора была увлечена идеалами коммунизма и мечтала о том, чтобы построить новый мир, поэтому с радостью согласилась.
Их роман с Есениным развивался бурно. Они с трудом понимали друг друга, потому что Айседора не говорила на русском, а Есенин не мог и двух слов связать на английском. Но это не помешало им пожениться в 1922 году. Не смущала их и разница в возрасте: Айседора была старше своего новоиспеченного супруга на 18 лет.
Примечания
- Большая российская энциклопедия. Т.9. М., 2007, с.413.
- [www.collinsdictionary.com/dictionary/american/isadora?showCookiePolicy=true Isadora — Collins Dictionary Online], [www.collinsdictionary.com/dictionary/american/duncan?showCookiePolicy=true Duncan — Collins Dictionary Online]
- [www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/isadora-duncan Isadora Duncan — Oxford Advanced Learner’s Dictionary Online]
- Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
- [psyjournals.ru/kip/2011/n3/48007.shtml Аристов В., Сироткина И. Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан] // Культурно-историческая психология. — 2011. — № 3.
- [books.google.ru/books?id=CjycAkFr-qAC&pg=PA206 Matt Stone, Preston Lerner. History’s Greatest Automotive Mysteries, Myths, and Rumors Revealed] — MotorBooks International, 2012. — P. 206.
- [esenin.ru/about-esenin/memories/924-article.html ШНЕЙДЕР И. Встречи с Есениным | С. А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснил]
- asyan.org/potra/Рецепция+античности+в+конце+XIX+начале+XXI+вв.%3A+теоретико-методологические+основы+и+культурно-исторические+практики+24.+00.+01+Теория+и+история+культурыa/part-3.html
- [www.bileter.ru/poster.phtml?myactex=181911 Айседора: Миг до вечности]
- [www.theatre-studio.ru/library/sagalov/sagalov_zinoviy_5.doc «Три жизни Айседоры Дункан», монодрама в 2-х действиях]
Расставание с поэтом
И их отношения поначалу складывались прекрасно, но только пока они жили в России. Вскоре танцовщица отправилась на очередные гастроли в Европу, и Есенин последовал за ней. Но там ему не понравилось. Он чувствовал себя лишь тенью жены, не мог писать и стал употреблять много спиртного. В конце концов поэту такое положение надоело, и он уехал обратно в Россию. А через некоторое время прислал ей сообщение о том, что разлюбил ее и встретил другую женщину, на которой намеревается жениться. Так закончился самый яркий роман в биографии Айседоры Дункан. Официально они развелись в 1924 году, а уже через год русский поэт покончил с собой.
Литература
- Айседора Дункан. Моя исповедь. Издательство: Лиесма, 1991 г. Мягкая обложка, 288 стр. ISBN 5-410-00982-7
- Айседора Дункан. Моя жизнь — М.: Контракт-ТМТ, 1992. — 192 с.: ил. ISBN 5-85058-009-3
- Дункан А. Моя жизнь; Шнейдер И. Встречи с Есениным: Воспоминания. — Киев: Мистецтво, 1989. — 349 с.: ил. ISBN 5-7715-0195-6
- Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст., комментарий Г. Лахути. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 271 с. ISBN 5-239-01848-0
- Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Перевод с англ. Е.Гусевой. — Смоленск: Русич, 1997. — 560 с. — («Женщина-миф»). ISBN 5-88590-642-4
- Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. Isadora. A Sensational Life — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 768 с., илл. ISBN 5-699-00762-8
- Каталог выставки «Античный профиль танца» Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев (Айседоре Дункан посвящается), 24 августа — 20 октября 2006, Москва: Изд-во Музей графики. ISBN 5-900395-16-2
- Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
- Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / [ecodance.narod.ru Под ред. В. Царьковой.] -СПб.: Издательский , 2000. — 320 с. ISBN 5-93762-003-8
- Наталья Аляшева. Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии. Издательство: Урал ЛТД. 2000. Твердый переплет, 442 стр. ISBN 5-8029-0139-X
- Есенин и Айседора Дункан. Серия: Любовные истории великих (Сост. Т. И. Маршкова). Издательство: Алгоритм, — М., 2007 г. Твердый переплет, 288 стр. ISBN 978-5-9265-0330-9
- Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба (ред.-сост., вступ.ст., пер. Краснов И. М.). Издательство: Терра (2005). ISBN 5-275-01262-4
- Нонна Голикова. Сергей и Айседора. — М.: Вагриус, 2005. — 256 с.: ил. ISBN 5-9697-0003-7
- Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
- Ирина Сироткина. [oteatre.info/ajsedora-dunkan-sto-desyat-let-svobodnogo-tantsa/ Айседора Дункан и сто десять лет свободного танца] // Театр. 2015. № 20.
- Levien, Julia. Duncan Dance : a guide for young people ages six to sixteen / Julia Levien. With illustrations by the author from life and memory. «A Dance Horizons book.» 1994. ISBN 0-87127-198-2
- Maria Theresa. Divine Being, Guided by a Higher Power by Pamela de Fina . The Adopted Daughter of Isadora Duncan, 2003. Dorrance Publishing Go., Inc. Pittsburgh, Pennsylvania 15222. ISBN 0-8059-4960-7
- Anna Duncan: In the footsteps of Isadora. I Isadoras fotspar. Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
- Frank-Manuel Peter (Hrsg./Ed.). Isadora & Elizabeth Duncan in Deutschland, in Germany. Deutsches Tanzarchiv Koln, 2000. ISBN 3-87909-645-7
- The Technique of Isadora Duncan By Irma Duncan. Illustrated. Photographs ву Hans V. Briesex. Posed by Isadora, Irma and the duncan pupils. Printed in Austria by Karl Piller, Wien VIII. ISBN 0-87127-028-5
- The Art of the Dance. Isadora Duncan / pref. par Sheldon Cheney.- New-York : Theater Arts, 1928.- 147 p. Edited, with an introduction by Sheldon Cheney. ISBN 0-87830-005-8
- Life Into Art. Isadora Duncan and Her World. (1993) Edited By Doraee Duncan, Carol Pratl, And Cynthia Splatt ; Foreword By Agnes De Mille ; Text By Cynthia Splatt. Hardcover: 199 pages. Publisher: W. W. Norton & Company; 1st edition (November 1993). ISBN 0-393-03507-7
- Duncan Isadora . Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1981.
- Сидоров А. А. Современный танец. М., 1923.
- Белый Андрей. Луг зелёный. Книга статей. М., 1910.
- Морис Левер. Айседора Дункан. Серия ЖЗЛ. М., 2006.
- Isadora Dunkan «My Life» Москва. «Центрполиграф» 2005.
- Мариенгоф А. Б. Роман без вранья, 1926.
Трагическая смерть Айседоры Дункан
И биография танцовщицы заканчивается на трагичной ноте. Она погибла всего через 2 года после смерти Есенина в Ницце из-за нелепой случайности. Айседора решила проехаться на своем спортивном автомобиле вместе со своим водителем. Свою шею она обмотала ярким красным шарфом, конец которого оказался на земле. Когда танцовщица нажала на педаль газа, его зажевало колесо автомобиля. Водитель тут же остановил машину и попытался помочь женщине, но было уже поздно. На момент смерти ей было всего 50 лет.
Вклад в культуру
И хотя в России танцовщица знаменита только из-за своего романа с Есениным, она оказала огромное влияние на танцевальное искусство Европы и США. Но сама Дункан мечтала о том, чтобы изменить саму природу человека. Она хотела, чтобы он смог стать по-настоящему свободным от строгого этике и манер. А танец должен быть стать естественным делом. Она не любила строгий балет, который был популярен в то время. Все ее телодвижения были очень простыми, но чувственными. Ее влияние и популярности были так высоки, что она повлияла и на нелюбимый ей балет. Со временем балерины стали свободнее двигаться, подражая Айседоре. Дункан также активно выступала за эмансипацию женщин, считая, что они должны иметь равные права с мужчинами.
В этой статье мы подробно рассмотрели биографию Айседоры Дункан, личную жизнь и смерть танцовщицы. Жизнь ее была наполнена массой трагичный моментов, но это не помешало ей стать одной из знаковых артисток своего времени.
Гордон Крэг
Первый серьезный роман у Айседоры Дункан случился, когда ей было 27 лет. Ее избранником стал известный театральный режиссер Эдвард Гордон Крэг. Поначалу пара была очень счастлива, и у них родилась дочь. Однако со временем Крэг все чаще стал выражать недовольство танцевальной карьерой Айседоры, предлагая ей оставить сцену и стать обычной домохозяйкой. Возможно, причиной этого было то, что дела у его возлюбленной шли намного лучше, чем у самого Крэга. В то время имя Айседоры Дункан уже было на устах у всей Европы, ее называли не иначе как «гениальная босоножка», и ее искренняя манера выражать свои сиюминутные чувства и желания в танце стали для многих ее последователей новым ориентиром в танцевальном искусстве. Конечно, у свободолюбивой и артистичной Дункан были совершенно другие планы, и союз распался.