Как все начиналось
Коренной москвич родился в достаточно обеспеченной семье военного в 1922 году. Отец мечтал, что сын пойдет по такому же пути, но любовь к театру и перевоплощениям оказалась сильнее: Дружников выбрал актерское мастерство и после школы стал учеником студии Центрального детского театра. Далее была школа-студия при МХАТе, куда будущий актер попал совершенно случайно. Владимир Дружников подыгрывал на экзамене поступавшему в это заведение приятелю и очень понравился приемной комиссии.
Обучение актерскому искусству совпало с началом самой кровавой в истории страны Великой Отечественной войны. Занятия в столь суровое время приходилось совмещать с дежурствами во время ночных налетов авиации противника. С 1942 года, после разгрома фашистов под Москвой, в столице стало гораздо спокойнее, и учебные занятия возобновились.
Неслучайная случайность
В 1941 году Дружников Владимир Васильевич делает значительный шаг в своей карьере. Совершенно случайно он становится учеником студии МХАТ. Один из его товарищей, который собирался поступить туда сам, попросил Владимира подыграть ему на вступительном экзамене. Это был отрывок из спектакля “Русские люди”. После того как комиссия увидела высокого и харизматичного юношу, Николай Хмелен объявил, что именно Дружников достоин стать их учеником, если, конечно, согласится.
К сожалению, обучение во МХАТе для Дружникова и всех его сокурсников было непростым. Это были тяжелые военные годы. И кроме занятий, все они были обязаны заступать на ночные дежурства.
Первая роль — и успех!
Заманчивое предложение Владимира Петрова о съемках фильма «Без вины виноватые» подразумевало исключение из школы, правилами которой в стенах заведения не приветствовались студенты, совмещавшие учебу с другим видом деятельности. Дружников колебался недолго, согласился на главную роль и оказался прав. К тому же партнерами его по съемочной площадке были такие мэтры, как Алла Тарасова, Павел Массальский, Виктор Станицин, Алексей Грибов, Борис Ливанов. Кинокартина на экраны страны вышла в 1945 году и сразу стала лидером проката. А Владимир Дружников, как говорят в народе, на следующий день проснулся знаменитым.
Даже критики отмечали, что воплощенный им образ был очень приближен к Незнамову, которого хотел бы видеть автор произведения – А.Н. Островский.
На пике популярности
Яркий дебют Дружникова молниеносно открыл ему двери в большое кино. Многие режиссеры были рады его видеть в своих постановках, но молодой актер выбрал роль Данилы-мастера в киносказке Александра Птушко «Каменный цветок» и опять не прогадал. Популярность и востребованность его росли с каждым днем. Сыграть своего современника – вот о чем мечтал любимый зрителем и режиссерами актер Дружников Владимир. Такая возможность была предоставлена ему в конце 1945 года мэтром советской киноиндустрии Иваном Пырьевым. Это была роль Балашова Андрея в картине «Сказание о земле Сибирской», которая сразу после выхода на экраны заняла в прокате 3-е место. А год спустя создатели фильма и Дружников в том числе получили Сталинскую премию – первую официальную награду, за которой последует еще несколько.
Дебют
После выхода фильма в свет он сразу произвел фурор. Лента практически мгновенно заняла лидирующее место в кинопрокате и долго не сдавала свои позиции. Вместе с таким стремительным взлетом фильма на кинематографический горизонт поднялась и новая звезда — Владимир Дружинин. Абсолютно все буквально поверили, что на экране именно Григорий Незнамов, а не молодой актер, и оценили это по достоинству.
Кадочников Павел, который был первым назначен на роль Незнамова, однажды высказал свое мнение по этому поводу: «Я сам не смог бы так полноценно сыграть эту роль, как получилось у Владимира Дружинина, и в каком-то смысле рад, что отказался и отдал приоритет другой работе». Возможно, что такой успех лента получила не без влияния времени. Это был 45-й год. И каждый, кто потерял родителей или детей, искренне сопереживал герою и видел в нем себя.
В роли Константина Заслонова
В 1948 году на Дружникова в роли Константина Заслонова – героя военного времени, сделали ставку режиссеры киностудии «Беларусьфильм» В. Корш-Саблин и А. Файнциммер. Их фильм «Константин Заслонов» об отважном партизане, погибшем в 1942 году, сразу стал лидером кинопроката. Почему выбор режиссеров пал именно на этого актера? Причины две: Владимир Дружников, фильмография которого характеризовалась яркостью и успешностью, был очень похож на жизненный прототип и, конечно же, бешено популярен.
Им были сыграны четыре главных роли в четырех фильмах, которые стали несомненными лидерами кинопроката. Из девяти кинокартин, снятых с 1945 по 1950 год, восемь стали лауреатами Сталинских премий. Таких достижений не было ни у одного советского актера! Возможно, это понимал и сам Владимир Дружников (фото его в образах с экранов приведены в статье), отвергший в начале 50-х годов предложение режиссера Николая Охлопкова сыграть Гамлета на театральной сцене.
Творческие достижения 40-50-х годов тесто переплетались с успехами на личном фронте. Его женой стала актриса Нина Чалова. Все шло настолько гладко, что казалось, так будет всегда.
Отрывок, характеризующий Дружников, Владимир Васильевич
– Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля? Говорят, – сказала она, – что старые девицы ont la manie des Marieiages. [имеют манию женить.] Я еще не чувствую за собою этой слабости, но у меня есть одна petite personne [маленькая особа], которая очень несчастлива с отцом, une parente a nous, une princesse [наша родственница, княжна] Болконская. – Князь Василий не отвечал, хотя с свойственною светским людям быстротой соображения и памяти показал движением головы, что он принял к соображению эти сведения. – Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит 40.000 в год, – сказал он, видимо, не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. Он помолчал. – Что будет через пять лет, если это пойдет так? Voila l’avantage d’etre pere. [Вот выгода быть отцом.] Она богата, ваша княжна? – Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне. Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. La pauvre petite est malheureuse, comme les pierres. [Бедняжка несчастлива, как камни.] У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. Он будет нынче у меня. – Ecoutez, chere Annette, [Послушайте, милая Аннет,] – сказал князь, взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему то книзу. – Arrangez moi cette affaire et je suis votre [Устройте мне это дело, и я навсегда ваш] вернейший раб a tout jamais pan , comme mon староста m’ecrit des [как пишет мне мой староста] донесенья: покой ер п!. Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно. И он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, которые его отличали, взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону. – Attendez [Подождите], – сказала Анна Павловна, соображая. – Я нынче же поговорю Lise (la femme du jeune Болконский). [с Лизой (женой молодого Болконского).] И, может быть, это уладится. Ce sera dans votre famille, que je ferai mon apprentissage de vieille fille. [Я в вашем семействе начну обучаться ремеслу старой девки.] Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие. – Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила. Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней. Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый. Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших. – J’ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе. – Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m’avez ecrit, que c’etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.] И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой. – Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна. – Vous savez, mon mari m’abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен. – Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне. Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. – C’est bien aimable a vous, monsieur Pierre , d’etre venu voir une pauvre malade, [Очень любезно с вашей стороны, Пьер, что вы пришли навестить бедную больную,] – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что то непонятное и продолжал отыскивать что то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами: – Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек… – сказала она. – Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно… – Вы думаете?… – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера. – Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.
Период творческого спада
Конец 50-х и 60-е годы в кинокарьере актера оказались менее продуктивными. По большей части Владимир Дружников, личная жизнь которого всегда оставалась вне зоны общественного внимания, играл роли второго плана.
Вот лишь некоторые из картин с участием этого талантливого и харизматичного актера:
- «Костер бессмертия»;
- «Без права на ошибку»;
- «Корабли штурмуют бастионы»;
- «Попрыгунья»;
- «Первые радости»;
- «Адмирал Ушаков»;
- «Опасные тропы»;
- «Две жизни»;
- «Необыкновенное лето»;
- «Три сестры»;
- «Гонки по вертикали»;
- «Дуэль».
Середина 60-х годов практически не принесла Дружникову новых работ. Возможно, единственным режиссером, вспомнившим о Владимире, был Аркадий Кольцатый, пригласивший последнего в свою кинокартину «Таинственный монах». Вышедший на экраны в 1968 году фильм приобрел огромный зрительский успех.
По воспоминаниям народной артистки СССР Марины Ладыниной, Дружников был очень ответственным человеком. В последнее десятилетие своей жизни он был практически не востребован; если так случалось, что какой-либо кинорежиссер обещал дать роль, то Владимир мог по нескольку дней не выходить из своей квартиры в ожидании решающего звонка из студии. Иногда, к сожалению, напрасно. Времена менялись, молодое поколение выбирало себе новых кумиров.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- Театра-студии киноактёра: «Бесприданница» А. Островского — Паратов
- «Варвары» М. Горького — Черкун
Фильмография[править | править код]
Озвучивание и дубляж[править | править код]
- 1976 — Настоящий тбилисец и другие
- 1981 — Тайна третьей планеты — капитан Ким
Дубляж иностранных фильмов[править | править код]
- 1956 Война и мир | War and Peace (США, Италия)
- 1959 Командир отряда | Командирът на отряда (Болгария)
- 1960 Спартак | Spartacus (США)
- 1960 Великолепная семёрка | The Magnificent Seven (США)
- 1961 Альба Регия | Alba Regia (Венгрия)
- 1961 Три мушкетёра | Les Trois Mousquetaires (Франция, Италия)
- 1962 300 спартанцев | 300 Spartans (США)
- 1962 Козара | Kozara (Югославия)
- 1964 Цвета борьбы | Barwy walk (Польша)
- 1964 Виннету — вождь апачей
- 1964 Фантомас | Fantômas (Франция, Италия)
- 1965 Фантомас разбушевался | Fantômas se déchaîne (Франция, Италия)
- 1965 История моей глупости | Butasagom tortenete (Венгрия)
- 1967 Фантомас против Скотланд-Ярда | Fantômas contre Scotland Yard (Франция, Италия)
- 1967 Чингачгук — Большой Змей | Chingachgook, die grosse Schlange (ГДР)
- 1968 След Сокола | Spur des Falken (ГДР, СССР)
- 1968 Битва за Рим | Lupta pentru Roma I (Румыния, ФРГ, Италия)
- 1968 Колонна | Columna (Румыния, ФРГ, Италия)
- 1968 Пусть говорят | Digan lo que digan (Аргентина, Испания)
- 1969 Пан Володыёвский | Pan Wolodyjowski (Польша)
- 1969 Белые волки | Weisse Wölfe (ГДР, Югославия)
- 1969 Преданность | Aradhana (Индия)
- 1969 По следу Тигра | Most (Югославия)
- 1969 Золото Маккенны | Mackenna’s Gold (США)
- 1970 Квартира | The Apartment (США) — Джефф Д. Шелдрейк
- 1970 Михай Храбрый | Mihai Viteazul (Румыния, Франция, Италия)
- 1970 Приданое княжны Ралу | Zestrea Domnitei Ralu (Румыния)
- 1972 Новые центурионы | The New Centurions (США)
- 1974 Капкан | Capcana (Румыния)
- 1974 Пиаф | Piaf (Франция)
- 1977 Смерть негодяя | Mort D’Un Pourri (Франция)
- 1979 Доказательств убийства нет | Für Mord kein Beweis (ГДР)
- 1979 Правосудие для всех | …And Justice for All (США)
- 1981 Тристан и Изольда | Lovespell (США)
- 1982 Тутси | Tootsie (США)
Последние годы жизни
Практически невостребованный Владимир Дружников был вынужден искать прочие формы заработка: стал ездить с концертами по стране, читая прозу и стихи, периодически выступал на радио, интересно и качественно проявил себя в дубляже. На театральной сцене актер играл Черкуна в «Варваре» и Паратова в «Бесприданнице».
70-е годы ознаменовались выходом таких картин с участием Дружникова, как «Человек в штатском», «Офицеры», «Трактир на Пятницкой», «Без права на ошибку». В 80-е годы это были работы «Пробуждение» и «Они были актерами». Однако время героев Дружникова ушло безвозвратно.
Владимир Дружников, биография которого характеризуется как взлетами в кинокарьере, так и длительными периодами забвения, в 1992 году похоронил свою любимую супругу, потерю которой сильно переживал. В 1994 году, в возрасте 71 года, ушел из жизни сам Владимир Дружников. Его прах захоронен на Троекуровском кладбище. За всю свою продолжительную кинематографическую деятельность Владимир Дружников, талант которого характеризовался яркостью и многогранностью, снялся почти в четырех десятках кинокартин.