Биография
В 2018-м, когда стало известно о громком бракоразводном процессе звездной четы Елены Степаненко и Евгения Петросяна, журналисты обращались за многочисленными комментариями по этому поводу к их сослуживцам. Юмористка Наталья Коростелева заявила, что ни о какой нормальной семье речи и не шло. Ее коллега была женой творческого человека, чьи выпады мог понять далеко не каждый, и до последнего проявляла чудеса терпения.
Писатель-сатирик Коростелева
Как эстрадные шутники приняли и оценили ее талант? После Петросяна Святослав Ещенко получил известность на опусах Коростелевой («Карась», «Новые русские»). Ее тексты звучат со сцены в исполнении Сергея Дроботенко, Игоря Маменко, Елены Степаненко, Клары Новиковой. С 1997 года она пишет номера в спектакли Петросяна. В 1998 начинается сотрудничество с телевидением, Коростелева — сценарист «Аншлага», «Кривого зеркала».
Не самый легкий труд — смешить зрителя. Не совсем понятно, как женщина может писать мужские речи. Юмористка Наталья Коростелева про свою работу говорит шутя. Для нее артисты словно куклы, она, сообразно их образу, создает Карабасу Барабасу один стиль и слог, Петрушке — другой.
Наталья Сергеевна считает, что номер получится отличный, если она влюбится в артиста, которому пишет: профессиональная влюбленность помогает понять исполнителя. Как только влюбится, так и случается единство целей и выражения. С таким подходом к делу ни один монолог писателя-сатирика не пропал под сукном, не оказался в корзине. Тексты всегда звучали так, словно артист импровизирует.
Проявляя душевную доброту и трепетность к непутевым и невезучим героям своих историй, автор настолько точно и просто доносит свою мысль, что артисты с легкостью превращают обыденные темы в произведения искусства малых форм. Более полторы сотни эстрадных номеров написала юмористка Наталья Коростелева, все сегодня являются хитами юмористических подмостков.
Детство и юность
В канун Дня космонавтики в 1973-м, 11 апреля в столице Казахской ССР у супругов Коростелевых родилась дочь Наташа.
Драматический талант, как указано на официальном сайте знаменитости в разделе «Биография», развился у нее еще в детском саду «из корыстных побуждений». Выяснив, что за хорошо продекламированное стихотворение полагалась конфета, ребенок так проникновенно исполнил песню о елочке, что все кругом разрыдались.
Наталья Коростелева в детстве / Официальный сайт
В положенный срок будущая юмористка стала ученицей местной школы-гимназии № 94, где попала в класс с углубленным изучением русского языка и литературы. После уроков девочка бежала в «музыкалку» на занятия по игре на фортепиано, оттуда — в театральный кружок и балетную студию.
Получив на руки аттестат зрелости, 17-летняя выпускница отправилась в Северную столицу, где без труда поступила в нынешний РГИСИ на факультет драматического искусства. В вузе студентка оказалась в мастерской Игоря Богданова и перенимала опыт у старшего преподавателя Бориса Войцеховского.
С мечтами сыграть Наташу Ростову из «Войны и мира» и блистать на балах пришлось распрощаться сразу, взявшись за убедительное изображение стульев, собак и тушканчиков. Позднее в копилку ролей добавились и Кикимора, и Марфушка, и двоечница Неумейкина.
По окончании института девушку пригласили в Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл» под руководством Ильи Рахлина на должность солистки-вокалистки. Но продержавшись там всего 6 месяцев, с 20 рублями в кармане она уехала в Москву. В столице ждало общежитие Гнесинки, где писались первые эстрадные номера, и подработка певицей в ресторанах.
Личная жизнь
Наталья Коростелева и Юрий Хвостов — не только успешный творческий тандем, сотрудничающий с 2003-го, но и супружеский союз. В сентябре 2008-го в личной жизни четы случилось радостное событие — на свет появился единственный сын Дмитрий.
Мать, души не чающая в ребенке, одно время публиковала на странице во «ВКонтакте» наблюдения за ним и его забавные изречения, сопровождаемые фотографиями.
Например, женщина делилась с подписчиками, что наследник мечтал стать водителем мусоровоза, а когда выпал первый зуб и за это зубная фея подарила трансформер, пожелал, чтобы и все остальные исчезли изо рта. Как-то раз перед новогодними праздниками мальчик признался родителям, что хотел бы не получить новый набор LEGO, а вернуть зрение дворовому одноглазому коту.
View this post on Instagram
A post shared by Наталья Коростелёва (@natkorosteleva) on Sep 8, 2021 at 9:06am PDT
«В силу своей профессии у меня вся жизнь — сплошная игрушка. Взрослая, увлекательная, нужная, но все-таки игрушка. Кроме того, у меня есть сын, и мы с ним постоянно во что-нибудь играем, например, в домино. Ему, конечно, нравится компьютер, за которым я тоже стараюсь поспевать», — признавалась знаменитость в интервью.
Семейный творческий союз
С 2003 года Наталья Коростелева находится в тесных отношениях с Юрием Хвостовым. Вместе они работают над миниатюрами, участвуют в юмористических шоу, дают концерты и проводят корпоративы. Наталья и Юрий — родители очаровательного Савелия. Семья пережила очень непростую ситуацию: в четыре года у мальчика обнаружили острый лейкоз. Срочная медицинская помощь стоила дорого, но друзей, фанатов и почитателей у творческой семьи оказалось много, они помогли спасти жизнь малышу.
Концерты семейной пары — всегда яркое шоу, веселое, доброе, остроумное, про все, что волнует сегодня россиян. После зимней олимпиады в репертуаре появляется интервью с лыжницей, реформа ГИБДД родила на сцене женщину-автоинспектора — актуальность присуща всем ее произведениям. Оставляя личное за кулисами, смешная и женственная Наталья несет своим поклонникам радость, сочувствие, сопричастность и призывает смотреть на жизнь позитивно, с улыбкой и оптимизмом.
Юмор и творчество
Перебравшись в Москву в 1995-м, девушка начала работать в мастерской молодых авторов Евгения Петросяна. Здесь в разные годы побывали и Сергей Кондратьев, и Леонид Французов, и Ефим Смолин, и Николай Лукинский, и Михаил Задорнов.
В дуэте с последним талантливым сатириком Коростелева создала свой дебютный монолог, имевший бешеный успех у публики, — «Письмо Ельцину», который читал муж Елены Степаненко. Также она приложила руку к «Воскресному папе» Степаненко и Петросяна, «Дуре» и «Училке» Клары Новиковой, «Новым русским» и «Рынку» Святослава Ещенко, «Кулинарному шоу» Александра Морозова, Игоря Христенко и Михаила Церишенко.
С 1998-го стартовало плодотворное сотрудничество с телевидением как сценариста «Аншлага», «Кышкиного дома», «Кривого зеркала» (на пару с супругом). А вскоре наступило и долгожданное признание — Наталья отличилась на конкурсах «Под крышами Санкт-Петербурга» и «Кубок юмора».
«Своеобразие авторского почерка ярко проявляется в монологах-лицах, где раскрывается драматический талант автора, его любовь и сострадание к своим героям. Точно выписанные характеры, ясность и глубина авторской мысли придают лучшим текстам особую правдивость, искренность, пронзительность», — писали о комедиантке в «Энциклопедии циркового и эстрадного искусства России ХХ века».
Она смешила зрителей как самостоятельными выступлениями («Один дома», «Быть женщиной», «Верка и компьютер»), так и со Светланой Рожковой («Бабушки»), Юрием Хвостовым («Кто в семье главный») и иными коллегами.
Новая эстрадная звезда
В 2009 году, став известным автором, получив немало наград за писательское творчество, Наталья Коростелева вспоминает, что она — эстрадная артистка (по диплому академии). Одна из первых ее работ на сцене — невеста после свадьбы. Изумительное актерское прочтение, шикарно отработанный внешний вид, мимика — зрители искупали восходящую звезду в овациях, гораздо позже узнали, что симпатичная смешная толстушка-невеста, единственная российская писатель-сатирик, и исполняла собственное произведение.
С этого времени, успевая писать для других, артистка становится участницей телепроектов «Это смешно», «Кривое зеркало», «Измайловский парк» и других. Взрыв хохота вызывает ее Верка из сельской глубинки, читающая гламурный журнал или пытающаяся разобраться с компьютером. Тонко и иронично шутит она над светилами генетики академии наук, расслабившимися на корпоративе. Ее героини пытаются заниматься фитнесом и изучают Камасутру, плюют на бальзаковский возраст и выбирают мужа с помощью полосатой палочки гаишника.
Она вытаскивает на свет те женские предрассудки и страхи, с которыми бороться можно только смехом. И напрочь опровергает тезис о несовместимости понятий женщина и сатирик-писатель. Своими учителями считает Жванецкого, Карцева, у них артистка училась отношению к делу, творческому подходу к роли.
При этом Наталья не пошла на поводу современного кича, практикуемого «Камеди Клаб», у нее есть свои табу в юморе. Она не вытаскивает на сцену пошлость, нецензурщину, считая искусством использовать в скользких моментах эзопов язык, а не мат. Не надо из зрителя делать дурака или считать его таковым — вот главное правило артистки. Она уверена, что талант — это не подарок, а предназначение и служение тем, кто тебя слушает.
Наталья Коростелева сейчас
Юмористка продолжает смешить публику новыми искрометными монологами на жизненные темы. Причем сейчас она делает это в компании не только любимого мужа, но и сына.
За выступлением талантливой семьи зритель мог наблюдать в сентябре 2020-го в программе «Юморина» на «России-1», а в марте увидеть на шоу «Видели видео?» на Первом канале. Артистка не скрывала, что в восторге от последнего проекта, поэтому за год появилась там еще пару раз в качестве приглашенного гостя.
На самоизоляции, введенной из-за пандемии коронавирусной инфекции, Коростелева с супругом время зря не теряла, а развлекала подписчиков «Инстаграма» и авторского ютьюб-канала «ЁтвоЁ» забавными видеороликами и челленджами.
Наталья Коростелёва: Талант – это служение
В «звездной гостиной» нашего журнала, член Союза журналистов России Николай Тимохин
продолжает брать интервью у популярных и очень интересных людей. И его новой собеседницей любезно согласилась стать профессиональная комическая актриса, единственная в России писатель –сатирик, автор более 150 эстрадных хитов –миниатюр для И. Христенко , И. Маменко , К. Аванесяна, Ю. Аскарова и многих других звезд отечественного юмора, бессменная участница телепередач «Измайловский парк»,«Смеяться разрешается»,«Этосмешно», а также фестивалей юмора в Сочи и в Юрмале — Наталья Коростелёва.Считается, что человека проще разжалобить, чем рассмешить. И упавший в лужу человек у многих вызовет сожаление и сочувствие, нежели неожиданный смех или восторг. Вы так не считаете? Вы знаете, так нельзя сказать, что легче, рассмешить или разжалобить. Можно так плохо рассмешить, допустим, меня, что можно разжалобить. Я думаю, ой бедненький, совсем несмешно шутит. И меня так можно, наверное, разжалобить. А в принципе хорошо рассмешить наверное, все-таки труднее чем разжалобить. Потому что разжалобить, это «одну кнопку нажать», а рассмешить, это сразу несколько, это надо чтоб душе понравилось, и разум чтоб не был против. В общем, какое-то единство нужно. Я предпочитаю людей больше смешить, чем жалобить.
Вы автор многочисленных миниатюр, которые исполняют немало известных артистов. На какую тему Вы чаще всего пишите?
Я не воспринимаю артиста и тему отдельно. Когда я хочу что-то сказать для меня артисты как куклы. Я думаю, какой куклой это лучше сыграть: Петрушкой, Арлекино, Карабасом — Барабасом и каким способом лучше выразить свою мысль. А бывает когда артист у меня просит номер, ну напиши, напиши, я думаю, чтобы ему подошло. Тут такой момент, что надо обязательно в этого артиста влюбиться. Я имею в виду профессиональную влюбленность. Надо полюбить его и понять. Вот когда его Боженька создавал, что самое главное он в него вложил, что в нем такое? И, вот это надо найти. Понять, за что его любят близкие люди: мама, жена, еще кто-то. Вот это надо найти, влюбиться. А дальше — все само собой, как клубочек разматывается, как кот — бежишь за клубком и думаешь, как выразить эту свою любовь к людям, объединившись в команду с этим артистом.
Что Вас вдохновляет?
Вы знаете, выходишь на сольном концерте на сцену и видишь, люди сидят, Сначала они: «Ну что ты тут? Вряд ли что она нам»… А потом – потихоньку, потихоньку, это начинает меняться. Когда они понимают, что ты не халтуришь, их любишь, и выходишь не себя показать, а помочь им. Потому что талант – это служение. Вот почему говорят, он служит в театре, он служит искусству, так же как люди, к примеру, служат в монастыре, а это такой монастырь искусства. Талант – это пред-наз-на-че-ние! Как у водителя раньше был путевой листок и ты должен это делать. Не будешь делать –заберут. Или сам его потеряешь. У творческих людей включается программа самоуничтожения. Ты должен четко делать, что у тебя написано в путевом листке. Вот это вдохновляет, когда ты знаешь что можешь помочь людям.
Есть ли у Вас табу в юморе?
Когда- то меня учил Петросян, а он многому и хорошему меня научил, так вот он говорил, что такое пошлость. Можно шутить и о сексе и подобных вещах. Но самое главное как? Если забежит ребенок, то он не поймет о чем идет речь. То есть это такой Эзопов язык, когда взрослые все понимают, а ребенок –нет. То есть когда в этом превалирует искусство, а не то, «что вижу, то и пою». Когда пошла эпоха КамедиКлаб и всей этой отрасли юмора, у меня вызывало такое умиление, когда люди воспринимали нецензурные и грязные слова как некую смелость, ведь человек говорит об этом с эстрады, о Боже, как это смело. На самом деле, это самый просто ход, когда ты берешь слово «попа» вставляешь «опа — опа» и все! сразу смешно и весело. Но в этом нет искусства. А табу? Это считать зрителя за дурака. Это когда, нате вам, порубили картофель с топинамбуром в корыте, и ешьте! Это и есть — табу. Мне всегда нравится думать, что зритель – такой же умный и талантливый, как я сама.
Вы родились в Алма-Ате. Какие у Вас остались воспоминания о том периоде детства?
Остались шикарные воспоминания: шикарный город, шикарные люди. Никто никогда никого не делил на национальности – казахи, белорусы, украинцы, немцы, евреи… Все национальности очень теплые народы. Мне после Алма-Аты в Санкт Петербурге было как-то не привычно. В Питере если ты попросил стакан чаю, то тебе и принесут –стакан чаю. А в Казахстане, в Алма-Ате, если ты зайдешь к соседям за солью, или позвонить по телефону, тебе накроют стол. И если там тебя приглашают к чаю, то значит тебе принесут – все. То есть это более теплые, хлебосольные люди. Добрые прямые, открытые. Но каждый город другой, и я уже приспособилась и москвичей люблю. В каждом городе есть свои плюсы и минусы, но Алма-Ата конечно прекрасный город. И я очень скучаю иногда, хотя понимаю, что если я приеду сейчас туда, то это уже будет не тот город моего детства, а совсем другой город.
В вашей биографии написано, что вашим отцом был мужчина, а мамой –женщина. А в Ваших миниатюрах вы нередко затрагиваете тему личностных отношений М и Ж, тем самым подтверждая это вечное природное противостояние. И все же, кто прав всегда и во всем, а кто виноват всю дорогу – Мужчина или Женщина?
Мне кажется, если ты умная женщина, даже если ты права, ни в коем случае нельзя говорить это, мужчина сам все поймет. Если он не прав, ведите себя так, как будто он прав — и он поймет, что он не прав. Это дипломатическая линия. А вообще, надо просто любить. Тогда будет вообще не важно, кто виноват, кто прав. Когда любишь – все простишь. А мужчина или женщина все единое. Сегодня ты мужчина, а завтра ему придется быть как женщина. Мы же все время, на самом деле меняемся. В жизни люди все время меняются ролями. Важно во время возвращаться в свою гендерную должность. Чтобы тебя не заносило, поиграл в «главного», и все в норку.
Недавно я с удовольствием пересмотрел запись выступлений Р. Карцева и В. Ильченко. Это непревзойденные мастера смеха. Подражание в творчестве кому либо — никогда не приветствовалось. И все же, можете ли Вы назвать каких либо артистов комедийного жанра прошлых лет, с которых Вы может быть берете или брали пример? Может быть кто –то из них ваш кумир?
Для меня мастерство — это не конкретные ужимки и прыжки, мимика, интонация, образ, свойственный конкретному артисту, а отношение к самому зрителю. Отношение к работе. Вот этому можно поучиться. Нельзя не искренне относиться к своему делу и быть прекрасным и гениальным артистом. Жванецкий, Ильченко, Карцев, это все мои учителя. Я считаю, что прежде чем, что-то сделать самому, надо обязательно знать историю эстрады. У нас недавно концерт вела девочка конферансье, мы с ней общаемся и она мне говорит: «Ой, А Вы еще и что-то пописываете!?» Сначала не стало это очень не приятно! А потом я подумала, ведь дело не в том, что девочка конферансье не знает, что я писатель –юморист. А просто так нельзя. Если ты пришла в этот жанр работать, ну как не знать? Это как прийти в консерваторию, не закончив муз школу. Я в репертуаре почти каждого артиста, могу назвать свои любимые вещи. Самое главное, что объединяет наших шикарных артистов, это отношение в своему делу и отношение к зрителям. Была я как-то на концерте и ведущие там были такие, у которых, ничего не отрепетировано. Несколько раз я бывала в таких ситуациях, когда ты говоришь, мол, давайте порепетируем, а рядом молодые ребята, так на тебя смотрят, и ты понимаешь, что ты не в обойме, что ты какая-то глупая старомодная женщина, которая собралась тут репетировать. Это не модно. У них все быстро, встали, хоп-хоп и пошло. Все сняли, все сделали. Как попало. Не хотелось, что бы мы теряли свои хорошие традиции. А репетировать и учить это хорошая наша традиция.
Как известно у Вас есть совместные концерты с и
Юрием Хвостовым. Именно с ним вдвоём Вы написали более 150 миниатюр многим прославленным комикам . А с кем еще из известных юмористов Вы предпочитаете работать? Может с кем–то поддерживаете приятельские отношения и вне сцены? Нам очень приятно общаться с Михаилом Николаевичем Задорновым. Когда я смотрю на Задорнова я понимаю, как бы я хотела, не скажу «стареть», а «взрослеть». Вы знаете, он такой классный, и становится все лучше и лучше. Он понимает, что надо ОТДАВАТЬ. Надо делиться, надо помогать. Он человек очень мудрый. С ним очень здорово, он очень современный. Глядя на него, я поняла, что мудрый — это добрый и умный. Если одного из этого нет, то есть ты умный, но не добрый, или добрый, но не умный, ты не можешь стать мудрым. А все-таки мне кажется, что люди с возрастом должны становиться мудрыми. Это естественный процесс, для чего мы все вступили в эту жизнь. Так вот когда я на него смотрю, я понимаю, что не страшно, а классно взрослеть. С ним очень легко, он всегда поможет, он всегда поддержит. С ним очень интересно, он очень простой. Чем человек величественней, чем большего масштаба, тем он проще. Ещё нам очень весело с Игорем Христенко. И по работе и в жизни. Хотя писать ему очень сложно. Он не тот артист, который выйдет на сцену и начнет обычный монолог. Ему надо что-то особенное. С Игорем Маменко много работы. Это совершенно особенный артист. А вообще, мне нравится с разными артистами работать.
Как известно, лучшее произведение у писателя или поэта, это то, которое еще не написано. То чего Вы достигли на эстраде в частности и в своем творчестве в целом это не предел? Что еще впереди? Какие у Вас планы?
Я пока не могу сказать, что я на сцене как актриса делаю то, для чего я сконструирована. Я пока только к этому приближаюсь. Планы есть, но знаете, говорят, хочешь рассмешить Господа Бога — расскажи ему свои планы. А у меня планы такие, что бы зрители в зале сидели и понимали, как я их люблю.
Разговаривая с Вами сегодня вот так в режиме онлайн, я отдаю себе отчет в том, что мне бы сейчас позавидовали в хорошем смысле этого слова тысячи Ваших поклонников. Как Вы к ним относитесь? Ощущаете ли всю тяжесть славы?
Поклонники — это как единомышленники. Ведь многие тебя не понимают. Любой публичный человек знает, что есть люди, которые его любят, есть люди, которые его не любят, говорят: «Ой, я терпеть не могу этого артиста». И получается, что поклонники — это люди, которые знают твой секретик. Из огромного количества людей, только они тебя понимают. А вообще, чтобы понять и оценить талант чей-то, надо быть не менее талантливым. Если человек понимает, что я делаю, значит, он это тоже – Я, значит мы – родные, значит, он чувствует меня. А еще поклонники иногда просто помогают. У меня в Москве есть несколько таких мне преданных людей.
В Ваших выступления затрагивается человеческий фактор во всех его проявлениях. Какие черты характера Вы цените в людях, а что Вам не нравится в них? Какие пороки не прощаете?
Все зависит от обстоятельств. Человек, допустим, сказал «так-то». И я уже думаю: «Это ужасно, все, я его не прощу». А потом ты узнаешь, что унего была такая ситуация, что он не мог поступить по другому… Мне кажется, добрее надо быть. Я очень ценю, когда человек умеет дружить. К сожалению, таких людей очень мало. Сейчас у всех такая ситуация, полная записная книжка в своем телефоне, а позвонить — не кому. Это такой московский мир шоу-бизнеса. И допустим в Москве к кому-то приехать без звонка – не возможно. Получается у всех -700 друзей в соцсетях, а позвонить -не кому.
Наталья, наша сегодняшняя с Вами встреча, это огромный сюрприз для меня и подарок для наших читателей. Мы желаем Вам огромного счастья, благодарных поклонников и полного аншлага на концертах.
————————————————-