Александр Пашутин: биография, семья
Мастер эпизода появился на свет в январе 1943 года. Москва – город, в котором прошла вся жизнь Александра Пашутина. Он родился в семье, далекой от мира драматического искусства. Мать его работала лаборанткой в НИИ. Отец – участник ВОВ, получил на войне тяжелое ранение, которое привело к инвалидности. После окончания боевых действий он устроился работать каллиграфистом.
Первые годы жизни Александра прошли в Богословском переулке, который находится в центре Москвы. Будущий актер рос активным и подвижным ребенком. Его редко можно было застать дома, большую часть своего времени мальчик проводил на улице. Александр пел в детском хоре, и у него это отлично получалось. Многие прочили талантливому ребенку карьеру певца.
Отрывок, характеризующий Пашутин, Александр Сергеевич
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны. Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх. Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло. В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу. Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними. В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны. Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева. С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем. В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги. Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом. Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму. Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления. 22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно. Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям. Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай. Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым. Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру. – Что, как твое здоровье? – спросил он. – Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу. – …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой… Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью. Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу. – И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа. Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья. – Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой. Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.
Суворовское училище
Александр Пашутин учился в пятом классе, когда его друг решил стать курсантом Суворовского училища. Он последовал за ним и не пожалел о сделанном выборе. В училище Александр не только получил прекрасное образование. Мальчик также стал более дисциплинированным, приобрел множество полезных навыков. Пожалуй, именно тогда сформировался его характер.
Во время обучения в Суворовском училище Александр какое-то время пытался выступать в местном хоре. Ему пришлось прекратить это в связи с возрастной ломкой голоса. Затем Пашутин начал заниматься в театральном кружке, который вела актриса Капитолина Максимовна. Эта женщина была влюблена в театр, заразила своей страстью и Александра. Именно тогда он всерьез задумался о выборе актерской профессии.
Спорт – еще одно увлечение Пашутина в те годы. Мальчик достиг определенных успехов в боксе, играл в футбол и волейбол. В будущем ему пригодились полученные навыки.
Образование
К моменту окончания Суворовского училища Александр Пашутин уже определился с выбором жизненного пути. Молодой человек поступил в актерскую студию при Театре имени Станиславского. Выбор сына огорчил его родителей, которые хотели, чтобы наследник приобрел «серьезную» профессию. Мать Александра даже попыталась уговорить членов приемной комиссии не брать ее сына.
Усилия мамы Пашутина лишь возымели обратный эффект. На молодого человека обратили внимание, что дало ему возможность проявить свой талант. Александра зачислили на курс, на котором вместе с ним учились Инна Чурикова, Никита Михалков, Евгений Стеблов.
В 1968 году Пашутин получил диплом Школы-студии МХАТ. Тайны профессии он постигал под руководством Павла Массальского.
Театр
Из биографии Александра Пашутина следует, что после окончания Школы-студии МХАТ он присоединился к труппе Московского театра имени Н. В. Гоголя. В 1981 году он уволился, так как не смог поладить с руководством.
В 1985 году Александр влился в творческий коллектив Театра имени М. Н. Ермоловой. Его пригласил туда художественный руководитель Валерий Фокин. За годы работы актер сыграл в десятках спектаклей. К примеру, нельзя не отметить его яркую роль в нашумевшей постановке «Говори!» Валерия Фокина.
В 1996 году Пашутин стал работать с Театром имени Моссовета. Александр создал яркий образ Епиходова в постановке «Вишневый сад». Критики сошлись во мнении о том, что никому не удавалось сыграть этого героя лучше.
Первые успехи
Первым серьезным успехом Александра можно назвать его съемки в фильме «Премия». В этой ленте он убедительно сыграл бригадира Качнова. Пашутин остался в восторге от этой роли. Он полагает, что картина привлекла внимание ко многим проблемам, с которыми встречаются люди в повседневной жизни. Этот фильм стоит посмотреть уже ради великолепного актерского состава. Армен Джигарханян, Михаил Глузский, Олег Янковский, Евгений Леонов – еще не полный список звезд, засветившихся в нем. Александру было очень интересно наблюдать за работой своих опытных коллег.
Закрепить успех Пашутину удалось благодаря телепроекту «Хождение по мукам». В этом сериале он блестяще сыграл Семена Семеновича Говядина.
Фильмы
В кино Александр Пашутин стал дебютировал в 1970 году. Он появился в картине Петра Тодоровского «Городской романс». Но сам актер считает, что первой значимой ролью в карьере является его герой в фильме Сергея Микаэляна «Премия». Сюжет картины в то время был довольно противоречивым, поэтому не обошлось без критических замечаний. Но Пашутин считает, что именно тогда он получил опыт, ведь на одной площадке он играл с Олегом Янковским, Евгением Леоновым, Арменом Джигарханяном.
Александр Пашутин в фильме «Премия»
В том же году он исполнил роль Семена Семеновича Говядина в сериале «Хождение по мукам». В основном Пашутину доставались роли второго плана, но играл он их столь талантливо, что зрители запоминали и актера, и эпизод с его участием. Так, например, в фильме «Экипаж» он сыграл пассажира, вывихнувшего челюсть.
Александр Пашутин в фильме «Парад планет»
Режиссеры, однажды поработавшие с Александром, приглашали его и в другие свои картины. С Эльдаром Рязановым актеру посчастливилось поработать целых 5 раз – «Небеса обетованные», «Предсказание», «Привет, дуралеи!», «Старые клячи», «Тихие омуты». Снялся он и в картине Тодоровского «Анкор, еще анкор!». Фильм вышел в 1992 году.
Картину Вадима Абдрашитова «Парад планет» с участием Пашутина показали на Венецианском фестивале, она получила несколько наград. Актер снимается и в телесериалах, наиболее громкими работами можно назвать «Гардемарины, вперед!», «Тайный знак», «Девять неизвестных».
Александр Пашутин в фильме «Гардемарины, вперед!»
Мужчина регулярно появляется в телевизионных шоу. В 2003 году он участвовал в экстремальном шоу «Последний герой 3: остаться в живых». Играл в «Форт Боярд», снимался в «Жестоких играх». А в 2006 году стал героем проекта «Танцы со звездами». На тот момент ему было 63 года.
В 2021 году на телеканале «СТС» стартовал проект «Старперцы», посвященный успехам мужчин «за 70». В шоу вместе с Пашутиным участвовали Леонид Якубович, Борис Грачевский и другие.
Фильмы и сериалы 80-х
Биография актера Александра Пашутина свидетельствует о том, что в восьмидесятых он не сидел без работы. Один за другим выходили кино- и телепроекты с его участием. Самые известные из них перечисляются ниже.
- «Белый снег России».
- «Платон мне друг».
- «Все наоборот».
- «Конфликтная ситуация».
- «Гражданин Лешка».
- «Сицилийская защита».
- «Ты должен жить».
- «Ночь на четвертом круге».
- «Падения кондора».
- «Инспектор Лосев».
- «Профессия – следователь».
- «Пространство для маневра».
- «Карантин».
- «Остановился поезд».
- «Семейное дело».
- «Вот такие чудеса».
- «Карусель».
- «Приступить к ликвидации».
- «Что у Сеньки было».
- «Парад планет».
- «Высокая проба».
- «Предел возможного».
- «Преферанс по пятницам».
- «Как молоды мы были».
- «Первый парень».
- «Загадочный наследник».
- «О возвращении забыть».
- «Гардемарины, вперед!»
- «Зачем человеку крылья».
Фильмография
- 1974 – «Хождение по мукам»
- 1976 – «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
- 1976 – «Такая она игра»
- 1984 – «Парад планет»
- 1987 – «Гардемарины, вперед!»
- 1987 – «Загадочный наследник»
- 1991 – «Курица»
- 1995 – «Роковые яйца»
- 1997 – «Графиня де Монсоро»
- 2000 – «Старые клячи»
- 2002 – «Под Полярной звездой»
- 2006 – «Танкер Танго»
- 2008 – «Широка река»
- 2010 – «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»
- 2010 – «Москва, я люблю тебя!»
Роли 90-х
Многие талантливые актеры лишились работы в 90-х из-за кризиса, в который погрузился кинематограф. В этот список не вошел Александр Пашутин. Фильмы и сериалы с ним по-прежнему выходили один за другим.
В 90-х лицедей исполнил множество ярких ролей. Скажем, интересный образ машиниста он создал в картине «Небеса обетованные», которую снял Эльдар Рязанов. Пашутин убедительно изобразил жителя городской свалки, которому не удается найти свое место в жизни.
В фильме «Анкор, еще анкор» актер исполнил роль майора Скиданенко. В «Лихой парочке» он сыграл Гарри. В «Петербургских тайнах» персонажем Пашутина стал Пахом Борисович. Образ Шафарова Александр воплотил в «Уснувшем пассажире». Также актер снялся в «Графине де Монсоро». Ему досталась роль Орильи, доверенного лица герцога Анжуйского.
Первый брак
Что известно о первой жене Александра Пашутина? Девушку по имени Марина актер встретил еще в студенческие годы. Он уже учился в Школе-студии МХАТ, а она планировала поступить туда. Стать студенткой Марине не удалось, зато у нее начались отношения с Александром.
Влюбленные поженились после нескольких месяцев встреч. Жить они стали в доме родителей Марины. Александр окончил Школу-студию, вошел в труппу Театра имени Н. В. Гоголя. Зарабатывал начинающий актер очень мало, что не нравилось родственникам его жены. Семья Марины сделала все возможное для того, чтобы супруги расстались. Брак продержался всего полтора года.
Второй брак
Что происходило в личной жизни Александра Пашутина после этого? Актер женился на своей коллеге Алле Захаровой. Эта женщина состояла в труппе Московского областного камерного театра. Александр влюбился с первого взгляда, его чувства встретили взаимность.
Со своей второй женой актер прожил около шести лет. Пашутин слишком мало зарабатывал для того, чтобы содержать семью. Родственники Аллы пытались убедить ее уйти от мужчины, который не способен позаботиться о ней. Им это удалось, Захарова и Пашутин расстались.
Вторая жена
После расставания с Мариной лицедей недолго оставался в одиночестве. Второй женой актера Александра Пашутина стала Алла Захарова. Эта женщина также была актрисой, играла в Московском областном камерном театре. Они встретились случайно, влюбились друг в друга с первого взгляда. Какое-то время Алла и Александр встречались, затем сыграли свадьбу.
Второй брак Пашутина просуществовал около шести лет. Распался этот союз по той же причине, что и предыдущий. У Александра не хватало денег для того, чтобы содержать семью. Его неспособность их зарабатывать возмущала родственников Аллы, которые настраивали ее против мужа. В итоге Захарова и Пашутин развелись.
Дети, внуки
Что известно о детях Александра Пашутина, фото которого можно увидеть в статье? Его дочь Мария родилась во втором браке. Когда актер ушел от Аллы Захаровой, то не перестал видеться с девочкой. Мария окончила факультет журналистики МГУ. В настоящее время наследница Александра ведет авторскую передачу на радио. Мария замужем, воспитывает пятерых детей – трех дочерей и двух сыновей. Пашутин с удовольствием проводит время со своими внуками.
Также актер воспитал дочь своей третьей жены. Он сразу нашел общий язык с Ольгой, никаких конфликтов у них не было. Приемная дочь Пашутина зарабатывает на жизнь организацией праздников. Она состоит в браке, воспитывает двоих детей.
Личная жизнь
Впервые Пашутин женился, еще учась в МХАТе. Его избранницей стала девушка Марина, пришедшая поступать в театральное. На тот момент Александр уже был студентом-старожилой и сразу приметил симпатичную девушку, познакомился, а уже осенью ребята расписались. Жить стали у нее, вместе с тещей и братом Марины. Несмотря на то, что Пашутин уже работал в Театре имени Гоголя, денег не хватало. Мама Марины уверяла дочь, что такой муж ей не нужен. В итоге через полтора года супруги развелись.
Александр Пашутин и Алла Захарова
Со своей второй супругой – актрисой Аллой Захаровой – прожили 6 лет. У них родилась дочь Маша.
13 лет Александр Пашутин был холостяком. В это время он работал в Театре имени Ермоловой. Но все изменилось, когда в театр устроилась Любовь. Как говорит сам актер, он влюбился в нее с первого взгляда. На тот момент женщина была замужем, но брак трещал по швам.
Александр Пашутин и его жена Люба
У них завязались отношения, она развелась, а вскоре пара зарегистрировала свои отношения. Их не смущала разница в возрасте – он старше супруги на 13 лет. Они были по-настоящему счастливы. Александр сразу же нашел общий язык с дочерью Любы – Ольгой.
В итоге Пашутина можно смело назвать счастливым дедом – у него семеро внуков: пятеро детей у дочери Маши и двое у Оли.